«В стране выстраивается вертикаль власти, которой позавидуют и Путин, и Лукашенко». Принимая во внимание, что эта фраза исходила от человека, приближенного к Леониду Кучме, сомневаться в оценке не приходится.
Признание Конституционным судом Украины политической реформы 2004 года незаконной и возвращение к конституции 1996-го явилось лишь еще одним подтверждением избранного Виктором Януковичем пути по возвращению республики к президентской форме правления. Его форме.
Строительство ведется нахраписто, без всяких «сантиментов» и прислушивания к западным голосам. Не говоря уже об оппозиции. Меняется конституция, меняется состав правительства, меняются ориентиры. Прямо по программе президента «Мы строим новую страну». Ибо власть ощущает свою силу.
Уволив в прошлую среду Владимира Сивковича, вице-премьера по силовым вопросам, и Виктора Слауту, курировавшего АПК, гарант как бы совершил шаги, являющиеся логичным продолжением решения КС: по конституции 1996 года в правительство могут входить только три вице-премьера и один первый вице-премьер, а до сих пор вице-премьеров было пять. Вопрос, зачем шесть месяцев подряд надо было тратить деньги налогоплательщиков не только на «лишних вице», но и на положенные им штаты, кабинеты, кабриолеты и т. п., не актуален: кому важны кирпичи, когда идет заливка бетоном?
При более детальном изучении становится понятно, что увольнения были произведены, не следуя решению КС, а используя его. Как человек первого вице-премьера Андрея Клюева, Сивкович постоянно мозолил глаза премьеру Николаю Азарову. И
уход вице-премьера-силовика — бесспорная победа Азарова, который теперь, по мнению политолога Виктора Небоженко, «может не беспокоиться за свое кресло как минимум до Рождества».
Совместными усилиями кланов Азарова и главы администрации президента Левочкина Клюеву был нанесен чувствительный удар, и его мечты о «премьерстве» теперь весьма призрачны. Но, самое главное, не слышны протесты. При сильной власти внутрипартийная фронда не дозволяется.
Параллельно ведется наступление и на Юлию Тимошенко, которой никак не удается стать флагманом оппозиции. И вот команда иностранных юристов, которая проводила аудит деятельности предыдущего правительства Украины, обнаруживает «доказательства использования офшорных подставных компаний, фиктивных договоров и других международных механизмов отмывания денег при участии частных лиц и чиновников предыдущего правительства». Призрак уголовного дела с каждым днем обретает все более осязаемые формы. На мое замечание, что любое судебное разбирательство будет расценено Западом как политическое преследование один из украинских сановников пожал плечами: «Ничего не произойдет, если будут накопаны железобетонные доказательства. В свою бытность премьером Юлия Владимировна сделала ошибку: многие распоряжения своим министрам они или лично писала, или дописывала по краям. Так вот, кое-кто эти распоряжения не уничтожил, а положил в папку… Да и просто посмотри, кто с ней остался? Все ее олигархи прекрасно работают с новой властью и на лавры Ходорковского не замахиваются».
Логика власти проста: зачем обращать внимание на то, чего нет? И вот в отсутствие дееспособной оппозиции ее роль приходится брать на себя СМИ. Но задача журналиста, как у хирурга: вскрыть скальпелем гнойник, а затем начинается курс консервативного лечения. Именно этого не происходит: журналист-хирург вынужден брать на себя и «постоперационные обязанности». И
когда «Украинская правда» подает в суд на Виктора Януковича, требуя, чтобы президент раскрыл информацию, акциями каких компаний владеет, то это лишь подтверждает факт, что политической оппозиции в стране нет.
Да что и говорить, если депутат от БЮТ Владимир Яворивский прогнозирует общенациональные акции протеста против правительства аж на весну 2011 года. И это после договора по ЧФ, поднятия тарифов на газ, разработки налогового кодекса, языкового вопроса!
Практически ушло в небытие оглядывание власти и на Запад, особенно на Евросоюз. Да, пожалуйста, помогайте, лучше всего деньгами, а вот с нравоучениями...
Справедливости ради надо признать, что разочарование обоюдно и, кто виноват в первую очередь, сказать сложно.
Сегодняшняя позиция ЕС с резолюциями, предупреждениями, указаниями и требованиями не может скрыть реального облегчения: своей политикой Киев предоставляет Брюсселю уникальную возможность спасти лицо.
Давайте представим себе ситуацию: Украина выполнила все условия ЕС. Проведены административная, судебная, налоговая, финансовая, экономическая и банковская реформы; органы МВД и суды очистились от позорящих их работников и превратились в эталон добропорядочности и исполнительности; коррупция искоренена, правовая стабильность обеспечена, свобода слова неприкасаема… Короче, не осталось ни одного невыполненного требования. И перед Брюсселем во весь рост встает вопрос: а что же теперь??? Государство с 46-миллионным населением, с территорией, превращающей его в самую большую страну ЕС, готово к приему. А вместе с этим и катастрофическая инфраструктура, технологическая отсталость, бедность… Кто будет финансировать развитие нового члена ЕС? Словакия, Польша, Румыния и Греция или снова все те же доноры — ФРГ, Франция, Великобритания? Принять нельзя отказать.
Один из представителей Евросоюза в Киеве говорил мне, что даже при расколе Украины на Западную и Восточную западная часть не будет принята в ЕС:
«У нас нет ни сил, ни возможностей. Это будет та же самая головная боль, только по частям. Можно сказать, что мы проиграли. Хотя я сомневаюсь, что мы изначально хотели видеть эту страну в своих рядах».
На Банковой и на Грушевского понимают все это не хуже Брюсселя. И ведут себя соответственно, управляя государством в силу своего разумения, а не как было бы надо. Время эйфории прошло. Наступили рабочие будни. Идет строительство новой страны.