Иран пригрозил подать на Россию в суд, если ее власти будут действовать в соответствии с указом своего президента и запретят поставку зенитных комплексов С-300. Угрозу эту Тегерану осуществить вряд ли возможно – на одной чаше весов коммерческий контракт, а на другой – поддержанная Кремлем резолюция Совета Безопасности ООН, запрещающая его исполнение. Но
то, что иранские официальные лица придерживаются вполне оскорбительного тона, заявляя об унижении России перед Западом, свидетельствует, во-первых, о непоследовательности наших международных позиций, а во-вторых, о том, что иранцы могут весьма успешно вести свою игру на нашем же внутриполитическом поле.
Посол Ирана в России Реза Саджади, к примеру, открыл личный блог и провел в нем «небольшой, неформальный, дружеский опрос» об отношении своих читателей – граждан России к указу Медведева и, разумеется, одержал абсолютную победу. Но и грамотное социологическое исследование вне блога иранского посла могло бы принести схожие результаты.
Верное с точки зрения баланса сил в регионе решение Медведева не только обречено быть крайне непопулярным среди граждан – в конце концов, вопрос о поставке вооружений режиму аятолл в рейтинге их тревог и надежд занимает не пятое и даже не пятидесятое место. Оно еще и не выражает сколько-нибудь слаженную позицию отечественной элиты. Едва ли не подавляющая часть наших влиятельных политиков, военных и дипломатов склонны видеть в решениях, подобных медведевскому указу, «сдачу союзника», а то и «продажу национальных интересов». И считают дипломатическую игру в этой области допустимой ровно постольку, поскольку Россия не может пока заходить слишком далеко в конфронтации с Западом, и только в той мере, в которой эти решения оставляют пространство для маневра. Естественно, что
наряду с официальными возгласами радости по поводу указа Медведева, прозвучавшими из Вашингтона, в американской прессе уже появились весьма кислые статьи о том, как российские дипломаты пытаются добиться от западных стран уступок в их односторонних санкциях против Ирана.
Таким образом, мы видим не просто попытку усидеть на двух стульях, с одной стороны, открывая Бушерскую АЭС, несмотря даже на нежелание Ирана аккуратно платить по счетам, а с другой – блокируя перевооружение иранского ПВО. На этих двух стульях к тому же сидят как будто бы по два министра иностранных дел, а то и по два главы государства.
Как ни странно, министр обороны Ирана Ахмад Вахиди, издевательски советуя России «продемонстрировать, что она обладает независимой точкой зрения в том, что касается отношений с другими государствами и прочих международных вопросов», абсолютно прав. Этой точкой зрения она действительно не обладает и даже не стремится к ней, предпочитая вместо этого лавировать между двумя чужими ради сиюминутных интересов. И в итоге заслуженно получая упреки с обеих сторон.
Ничего удивительного, что отечественная публика, получая такие, мягко говоря, противоречивые сигналы о национальных приоритетах своей страны на международной арене, начинает испытывать недоверие к определяющим ее внешнеполитический курс деятелям.
Вряд ли большинство сограждан готовы высказаться за полное и открытое присоединение России к антиамериканскому блоку в составе Ирана, Венесуэлы и пр., поскольку это означает и тяжелый цивилизационный выбор, и немедленные материальные последствия. Но в отсутствие ясной и честной декларации о собственной позиции страны разнонаправленные интриги ее руководства не способствуют возрождению национального достоинства, а напротив, вызывают ощущение мелочности и трусливости ее лидеров.