Срок пребывания в должности милицейских руководителей планируется ограничить в рамках реформы органов внутренних дел, сообщил глава МВД России Рашид Нургалиев, открывая совещание руководителей аппаратов МВД (полиции) стран СНГ в Казани. В настоящее время срок пребывания начальников в одной и той же должности никак не регламентируется. «Успешно зарекомендовала себя практика ротации руководителей органов внутренних дел различного уровня – как по вертикали, так и по горизонтали... Планируется установить предельный срок пребывания в должности для руководителей МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации», — пояснил Нургалиев, возглавляющий российскую милицию, несмотря на постоянные ведомственные скандалы, уже шесть с половиной лет.
Идея ротации ведомственных кадров в условиях режима, сутью которого является несменяемость первых лиц во власти, выглядит особенно нелепо.
Собственно говоря, есть недавний опыт такой ведомственной ротации: в бытность министром обороны нынешнего вице-премьера Сергея Иванова было решено обеспечить ротацию военкомов, чтобы те не брали взяток за «откос» от армии. Естественно, ни к каким результатам это не привело, потому что, пока будет существовать повальный призыв в армию, будут и попытки откупиться от него, независимо от того, давно или недавно сидит на своей должности каждый отдельно взятый военком.
Едва ли более эффективной окажется и милицейская ротация. Зная, что срок пребывания в должности ограничен, конкретный милицейский начальник вполне может заниматься личным обогащением с более высокой скоростью, чтобы успеть до отставки. К тому же, исчерпав срок работы, скажем, начальником ГУВД, офицер милиции вполне может быть переведен на другую не менее «хлебную» должность. Сама по себе система работы милиции от срока пребывания в должности конкретного милицейского начальника совершенно не зависит, а ротация кадров эту систему никак не меняет. Возможность конвертировать полномочия в богатство никуда не исчезает. Именно поэтому
гораздо важнее создать (а отчасти — воссоздать) в России механизмы естественной смены представителей власти, которые определяют стиль и методы работы элементов государственной машины — тех же правоохранительных органов.
Речь идет о президенте и главах регионов. Президента в России в ХХI веке вообще практически не меняли естественным путем: узкая властная корпорация фактически назначила Медведева вместо Путина, сам Путин никуда из власти не ушел, оставшись ключевым элементом системы и получив статус премьер-министра. Причем пока ничто не указывает на то, что в 2012 году президентом у нас станет не Медведев и не Путин.
Губернаторов вроде и меняют, но, во-первых, многие из них просидели на своих постах по два десятилетия и ушли по чисто физиологическим причинам – в силу преклоннного возраста. Во-вторых,
операция «Преемник», прекрасно отработанная на президентском уровне, стала стремительно распространяться на регионы.
По такой схеме только в этом году поменяли президента Татарстана и нескольких губернаторов. В-третьих, отставки губернаторов практически не зависят от качества их работы (исключений, пожалуй, лишь два — снятие просто не появлявшегося на рабочем месте и моментально рассорившегося со всей местной элитой Николая Колесова в Амурской области, да долго откладывавшаяся отставка совершенно дискредитировавшего себя президента Ингушетии Мурата Зязикова). Еще менее зависит от результатов работы судьба министров, главы правительства (причем любого, не только политически неприкасаемого Путина) и чиновников калибром поменьше.
Когда власть делает все, чтобы создать условия для своей несменяемости, глупо вводить искусственную ротацию кадров внутри этой железобетонной вертикали.
Собственно, все это выглядит как слабая пародия на сталинскую ротацию кадров, когда начальника могли перебросить не только из одного региона в другой, но и из производственной сферы в учреждение культуры. Причем чаще всего конечной точкой такой ротации становилась тюрьма. У нас же начальников сажают только в случае, если они перешли дорогу более влиятельным представителям закрытой властной корпорации.
Поэтому ротацию милицейских кадров в условиях сохранения такой милиции и при таком политическом режиме лучше всего описывает знаменитая формула баснописца Ивана Андреевича Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Для начала надо уметь играть на музыкальных инструментах и знать ноты. И уж точно должен быть дирижер, который культивирует в музыкантах умение играть музыку, а не бить тромбоном по голове.