Недавно проведенный ВЦИОМ опрос «Рейтинг конституционных прав и свобод граждан-2009» показал, что россияне в значительной степени остаются политически пассивными и индифферентными. А т. н.
«договор Путина» – мы обеспечиваем вам пайку, вы ни во что не вмешиваетесь – вполне отвечает представлениям российских граждан если не о счастье, то о комфорте.
Среди главных названных респондентами прав и свобод – право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, на работу, жилье, оплачиваемый отдых, здравоохранение и пенсию. Иными словами – лишь бы не было войны, а был бы хороший дом, гарантированный врач, путевка на курорт и на что встретить старость. Расположение именно этих «персональных» прав на верхних строчках рейтингов – нормально. Пожалуй, повсюду – от западных демократий до восточных деспотий – любой среднестатистический гражданин назовет в первую очередь именно право на жизнь, личную неприкосновенность и труд.
Разница в причинно-следственных связях.
В странах с развитой демократической культурой граждане привыкли связывать свое благополучие – от личной безопасности до медицинского, жилищного, социального и т. п. обеспечения — с качеством власти. И, видя связь между первым и вторым, считают важным эту власть выбирать и контролировать.
Отсюда серьезное отношение к институту выборов, к свободе слова, собраний, митингов, объединений и т. п.
В странах недемократических благополучие гражданина зависит исключительно от воли главного начальника, как его ни назови – султан, президент или товарищ генеральный секретарь. Поэтому и отношение к таким правам, как участие в политической жизни, свобода союзов и объединений, даже если они прописаны в местных конституциях, особой ценности не представляет. Например,
советские граждане, если бы могли отвечать свободно и открыто, скорее всего, оценили бы свое конституционное право избирать и быть избранными еще ниже, чем сегодняшние россияне (13%).
Что толку в праве голосовать, если ты понимаешь, что результат выборов заранее предопределен. Мы в этом смысле, безусловно, близки к советскому «идеалу», и участие в голосовании, равно как и неучастие, приводит к победе «Единой России», этой недо-КПСС сегодня, каждый раз со все более впечатляющим результатом.
И то, что 13% считают важным право избирать и быть избранным, 12% находят ценным участие в политической жизни, а аж треть россиян (32%) называют в числе важнейших прав свободу слова и мысли, должно скорее удивлять. Удивлять, что
в стране, несмотря на полное общественное равнодушие большинства, на фактическую монополию власти на истину в любой инстанции, есть некоторое количество людей, которым еще нужны и интересны выборы, свободное слово, право на защиту своих прав и свобод, включая судебную защиту (28%).
Более того, число этих людей растет! По сравнению с 2003-м (тогда ВЦИОМ впервые проводил подобный опрос), который принято считать годом политического перелома, после чего суверенной российской демократии перестали придавать даже видимость собственно демократии, число тех, кто ценит абстрактные политические свободы вроде права выбирать, объединяться и высказывать свои мысли, выросло вдвое. Конечно, в абсолютных, а не относительных цифрах этот рост кажется смешным. Но все же.
В 2003-м, когда правильно подобранный парламент был еще кремлевским проектом, мечтой, возможность опустить бюллетень в урну ценили 6%, сегодня, когда парламент давно «не место для дискуссий», их стало вдвое больше. Участие в политической жизни, когда «несогласных» еще не разгоняли дубинками, грело сердца 5%, сегодня - 12%. До того, как для воспитания бизнеса стали активно использовать тюремные камеры, право частной собственности и предпринимательства ценили 13% россиян, в 2009 году таких уже 19%.
Увидеть в этом положительный тренд, оптимистично заметить, что уставший ли от путинского застоя, обиженный ли урезанием пайки в связи с кризисом народ просыпается, мешает следующее. Выросли оценки гражданами всех конституционных прав и свобод, и прежде всего личных – права на жизнь (с 45% до 61%), жилище (с 32% до 43%), труд (45%; до 51%) и т. п. И главное –
абстрактные общественные права и свободы по-прежнему волнуют явное меньшинство людей.
И пока это так, перемен не будет. Причем как снизу, так и сверху. Зачем что-то ломать, модифицировать, модернизировать, когда кроме хлеба и зрелищ народ ничего и не просит. Формула комфорта остается неизменной.