Последние лет десять мы безмерно гордились собой, стабильностью, суверенностью нашей демократии, своей мощной коленоподъемностью и еще бог весть чем. Все это время мы проедали остатки советских достижений и активно собирали дань с природы в виде природных ресурсов, часть которой копили для того, чтобы потом было чем спасать чью-то собственность.
К слову сказать, послевоенная Германия за те же десять лет смогла не только полностью восстановить свою экономику, но начать стремительный рост. Разумеется, там значительную роль сыграл план Маршалла, но и у нас был свой чудо-план (как, уже забыли?!), да и с ценами на нефть сказочно подфартило. Увы, упустили золотую рыбку, и наше относительное экономическое благополучие, похоже, закончилось.
Мы стремительно теряем позиции даже там, где раньше были в лидерах. Скоро уже не скажешь с гордостью: «Зато мы делаем ракеты!»
Совсем унылая картина в сфере производства потребительских товаров, где мы никогда и не были успешны. Самый объективный показатель – полки магазинов. Никто уже и не ищет там сложные товары российского производства, а в продаже все чаще можно видеть египетский картофель, бельгийскую морковь и китайский чеснок (в разгар-то осени!). А когда, скажите на милость, мы перестанем выпускать труднорастворимый аспирин и перейдем на родную шипучку?
Здесь бы впору задаться вопросом, почему в нашу страну удобнее везти товары со всего света и, наоборот, производить что-либо внутри – невыгодно, хлопотно и довольно рискованно. Как-то плохо все растет в этом климате. А кто у нас главный по климату?
Общими усилиями мы за десять лет выстроили властную вертикаль, хотя правильнее называть ее перпендикуляром, поскольку эта конструкция давно стала перпендикулярна обычной жизни.
Никто толком не знает, как на самом деле работает это архитектурное излишество, а оно, в свою очередь, не ведает, что стране нужно, а что – противопоказано. Сигналы туда, наверх, не доходят, а оттуда сыплется на наши уши лапша, посыпанная незатейливым армейским юморком.
Объективной информации у перпендикуляра нет, а есть – интересы конкретных субъектов. Отсюда и решения принимаются либо плохие, либо никудышные. Список можно составить внушительный. Вспомним о неудачной монетизации льгот, о бездарно проведенной административной реформе, о мертворожденной ЕГАИС, о раскуроченной бюджетной системе, о провалившейся реформе технического регулирования, о почти садистской перерегистрации ООО и т. д. Среди новинок – одиозный закон о торговле.
В разряд неудачных решений можно отнести введение ЕГЭ, который стимулирует запоминать и угадывать, а не мыслить и творить. Мы что, готовим сборную для игры «Кто хочет стать миллионером»? Или будем бороться за мировое лидерство в разгадывании кроссвордов?
Это только ничтожная доля из списка плохих решений. А много мы знаем хороших? Нет, не тех, которые за них выдают.
Конечно, правильно увеличивать пенсии. Но помимо этого в последнее время идет щедрая раздача государственных денег на довольно сомнительные проекты и вовсе не тем, кто в этом сильно нуждается. Сами органы государственной власти тоже не особо стеснены в расходах. Достаточно посмотреть на список закупаемых предметов роскоши для государственных нужд. Да и за обычные товары государство иногда платит по-царски, с щедрыми «чаевыми».
На профессиональном языке это называется мягкой бюджетной политикой. Можно добавить, что эта политика не только мягкая, но для некоторых счастливчиков – сладкая. И чем дальше, тем больше нужно средств. Вспомним,
несколько лет назад было счастье от вырученных $30 за баррель нефти. Сейчас вдвое большая сумма если не удручает, то настораживает. Средств не хватает, а нужно еще и еще. А чтобы, извините за банальность, кому-то дать денег, нужно у кого-то эти самые деньги взять. Широкую жизнь нужно подпитывать.
Как говорится, процесс пошел. Уже через год нас ждет значительное увеличение социальных платежей. Это поставит работодателей перед нелегким выбором: или снижать заработную плату, или отказываться от модернизации своего предприятия, а то и вовсе сокращать деятельность. Повышение социальных взносов будет больнее всего там, где заработки от 40 до 75 тысяч рублей в месяц. И если предприятие не возьмет на себя дополнительные траты, то сотрудник с сегодняшними сорока тысячами рублей будет сам дополнительно отдавать в бюджеты фондов почти две своих зарплаты в год. Теперь вместо двенадцати будет всего десять получек. Добавим (хотя правильнее было вычесть) рост цен, где не последнюю роль играют контролируемые государством монополисты. Тарифные скачки этих монополий давно перешли на галоп. Вдобавок нас ожидает кратный скачок ставок по ОСАГО, которые сегодня заморожены только из-за боязни массовых протестов. В недалеком будущем следует ожидать введения давно обещанного налога на недвижимость. Короче, зарабатывать будем все меньше, а отдавать – больше.
Наши личные издержки на власть растут и растут, а качество предоставляемых нам услуг – как-то не очень. Барахлят что-то властные органы, не тянут.
Недавно, к примеру, начальник всех милиционеров пожаловался, что не может, дескать, справиться с отдельными своими подчиненными. Так что, граждане, вы уж сами как-нибудь давайте им отпор.
Никакой тайны нам здесь не открыли. Только вот получится ли без ущерба для жизни, здоровья и личной свободы воспользоваться советом министра? Провокационные советы, прямо скажем. Такие рекомендации сами по себе опасны, поскольку они могут стать катализатором конфликтов с тяжелейшими последствиями. Ну, ладно бы начальник признался в своей беспомощности, тут же подал в отставку – все было бы по-честному. Но зачем же людей подставлять?
Попробуйте обратиться к этому же государству с какой-нибудь своей проблемой. Вам приведут десятки оснований, по которым помочь вам никак невозможно.
- Приходите через месяц (год, в другой жизни)...
- Это не наш вопрос…
- У нас нет справки, что у вас есть справка…
- Видите ли, в чем тут дело…
- Вы тут запятую не там поставили…
- Отказать! Отказать! Отказать!
Неожиданный вопрос: а если у вас не работает, к примеру, телевизор, телефон или еще что-нибудь такое, вы что делаете? … Ага, то есть выбрасываете или чините. Понятно. Так
отчего же наша дорогая (не сердцу, а кошельку) власть работает так скверно? А что ей, собственно, стараться, если никто не спрашивает.
Но спросить-то и некому. Хотя народные представители, кто этим должен заниматься по долгу службы, зарплату получают исправно. Так, может, в следующий раз хорошенько подумать, когда будем продлевать им контракт?
Но вдруг с Охотного Ряда донесется грозно: «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина!» … Как, неужели – Самого?!
Нет, послышалось.
Россия, включай голову!