Россия не даст Белоруссии последний транш в $500 миллионов из кредита в $2 миллиарда, а также не предоставит Украине запрошенный ею кредит на $5 миллиардов, но будет продвигать интересы этих стран по международной линии – по получению займов от МВФ и антикризисного фонда ЕврАзЭС, заявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. В конце прошлого года Россия приняла решение выделить Белоруссии кредит в $2 миллиарда долларов, из которого уже выдано $1,5 миллиарда. Последний транш в размере $500 миллионов российский Минфин не переводил, заявляя, что необходима тщательная оценка перспектив возврата этих средств. Ранее российское правительство предлагало Минску взять эти деньги рублями — белорусские власти отказались. В свою очередь,
президент Белоруссии Александр Лукашенко, который строит всю внешнюю политику на разводках между Россией и Западом, неоднократно заявлял, что Россия увязывает предоставление последнего транша кредита с признанием Минском независимости Южной Осетии и Абхазии.
В результате Россия оказывается в политической мышеловке. Белоруссия формально ближайший российский союзник, партнер по будущему Таможенному союзу. Но если ей дать весь кредит, нет не только никаких гарантий, что он будет возвращен (на это российские власти, скорее всего, и не рассчитывают), но и на то, что Лукашенко не обманет и признает Абхазию с Южной Осетией. В свою очередь, отказ от предоставления кредита дает Лукашенко негласный повод и дальше не признавать независимость грузинских анклавов. Хотя Белоруссия формально вообще входит в союзное государство с Россией, а потому ее признание Южной Осетии и Абхазии значит для Москвы куда больше, чем венесуэльское (за это Чавес тоже вытряс из российских властей миллиарды долларов).
Практика предоставления или обещания Россией кредитов своим партнерам вообще весьма негативно характеризует качество российской политики.
Вполне логично, что Россия, не посылающая на Украину даже назначенного и давно получившего агреман посла, не будет до президентских выборов давать кредит этой стране — боится, что его разворуют.
Но если Украину будут кредитовать МВФ и ЕС, России может не оказаться в числе главных участников реконструкции украинской газотранспортной системы, контроль над которой Москве не отдаст даже главный «промосковский» кандидат в президенты Виктор Янукович. Потому что при нынешней политической позиции России отдать ей газотранспортную сеть – значит, фактически подписать приговор украинской государственности. При этом никаких реальных рычагов для приведения к единоличной власти Януковича у Кремля все равно нет.
Предоставление кредита на те же $500 миллионов Армении не изменило ее отношения к Грузии как главному экономическому союзнику — Михаил Саакашвили даже получил из рук президента Армении Саргсяна высший государственный орден.
Просто единственная транснациональная магистраль в Армению идет через Грузию, а значит, у Еревана просто нет шансов изменить отношение к этой стране за любые российские деньги. При этом требовать от Армении признания независимости Южной Осетии и Абхазии в свете проблемы Нагорного Карабаха невозможно — по крайней мере, до тех пор, пока его независимость не признает сама Россия.
Явный геополитический прокол вышел и с кредитом на $2 млрд Киргизии, который был подкреплен еще и безвозмездной помощью в $150 млн (хотя Киргизия настолько бедна, что любой кредит этой стране фактически является безвозмездной помощью). Россия надеялась в обмен на эти деньги не просто закрепить в Киргизии свое военное присутствие, но еще и окончательно выдавить оттуда военных стран НАТО. В результате США сохранили там негласное военное присутствие, а сам Бишкек заявил о готовности на месте бывшей американской военной базы на аэродроме Манас разместить контингенты двух других стран НАТО — Испании и Франции.
Молдавии Россия обещали дать те же $500 млн тремя траншами, но обещание адресовалось теперь уже экс-президенту коммунисту Владимиру Воронину, которого Кремль пытался использовать в показательном мирном урегулировании приднестровской проблемы на фоне силового решения аналогичной проблемы в Грузии. Но Воронин проиграл выборы, к власти пришли куда менее пророссийские силы, и тут же посол РФ в Молдавии заявил, что предоставление кредита – далеко не факт.
Россия, разумеется, может не давать кредитов никому. Проблема в том, что она либо обещает их и потом в силу изменившихся политических обстоятельств берет свои слова назад, либо дает деньги, но все равно не получает взамен искомых политических дивидендов.
Отсутствие надежных союзников среди политических элит постсоветских государств, неумение работать с действующей властью в этих странах приводит к тому, что, даже будучи относительно более богатым соседом, способным помогать некоторым постсоветским республикам, Россия не может обратить это преимущество себе на пользу. Такие кредитные истории не только не увеличивают доверие к России, но, напротив, становятся предметом самостоятельной внешнеполитической игры, которую, как оказалось, может вести не только давно поднаторевший в политических интригах Александр Лукашенко, но и Киргизия, и даже Туркмения, настойчиво пытающаяся заставить Россию платить ей за газ, возмещающий дефицит внутрироссийского газового баланса и отчасти идущий на Украину, по цене, максимально близкой к рыночной. И финансовых рычагов, чтобы противостоять этим разводкам, у России не оказывается. А решать проблемы таким образом, как это было сделано в прошлом году в Грузии, не хватит ни возможностей, ни геополитического запаса прочности — силой воссоздать СССР Россия явно не сможет.