После провала переговоров о создании широкой коалиции между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко (ПРиБЮТ) в Украине 7 июня фактически началась избирательная кампания, кульминация которой наступит 17 января: именно в этот день, как решили депутаты Верховной рады, и состоятся выборы президента.
Правда, у Виктора Ющенко есть еще время до 17 июля, чтобы принять решение об одновременных выборах и распустить парламент, в чем ему может оказать дружескую услугу президентская партия «Наша Украина», которая рассматривает вопрос о выходе из коалиции троих: БЮТ, НУ-НС и Блока Литвина.
Пока же сторонники премьер-министра напрямую обвиняют Виктора Януковича в сговоре с Ющенко, а ее враги в упоении потирают руки, указывая на то, что «это был поистине первый раз, когда Тимошенко, которая всех всегда обманывала, конкретно кинули».
В штабах трех «выигрышных» кандидатов – Януковича, Тимошенко и Яценюка – подготовка к позиционированию участников в состязании за «престол» уже набирает обороты, и политтехнологи пытаются всеми силами найти что-то новое, что могло бы «освежить» уже сформировавшиеся имиджи политиков.
Януковича будут представлять как хозяйственника и профессионала, который сможет разгрести «авгиевы конюшни» после хаоса оранжевой коалиции и одарить страну стабильностью. Преимущества Тимошенко, скорее всего, будут подавать под соусом результатов ее работы на посту премьер-министра («знания в области экономики», опять же хозяйственный опыт и необходимая жесткость в принятии решений). А Арсения Яценюка – как убежденного демократа, стремящегося к наведению порядка, но под пристальным контролем общественности (его фраза, что «демократия – это не вседозволенность, а порядок» чем-то очень напоминает период Горбачева--Ельцина). Кстати, именно
Яценюк и является целевым объектом № 1 команды Тимошенко: обойти его в первом туре является первостепенной задачей.
Из команды нынешнего президента указывают на отсутствие ключевого пункта в этих стратегиях, а именно — миссии главы государства. В интервью журналу «Власть денег» политтехнолог Вадим Карасев, приверженец Виктора Ющенко, заявил: «Пока еще никто не ответил на вопрос: а какой президент Украине нужен? Не в смысле полномочий, а в смысле миссии». Иными словами, не что и как надо делать, а куда держать курс. У Ющенко как «великого кормчего» с направлением все в порядке. У Яценюка компасная стрелка подрагивает, но, в общем, указывает на западные широты. А вот у несостоявшегося тандема Тимошенко--Янукович стрелка вращается, как вентилятор. Впрочем политолог Виктор Небоженко язвительно заметил по этому поводу, что уже более двух тысяч лет назад была написана книга, в которой четко, раз и навсегда, были обозначены параметры Миссии. А лучше Библии создать что-либо очень трудно.
Вне сомнения, наиболее трудная ситуация у премьера. Над «леди Ю» довлеет экономический кризис и метания правительства, как корабля, потерявшего ориентиры во время шторма.
Но на то она и матерый политик, чтобы четко понимать, что в избирательной кампании важнее тактика, нежели стратегия. Стабилизацию курса гривны на уровне 7,5 – 7,6 за доллар Тимошенко приписывает исключительно своим решительным действиям, так же как и увеличение международных резервов Национального банка Украины. В то же время, как уверяют западные эксперты, сотрудничающие с МВФ, украинское правительство лихорадочно ищет $2 млрд для покрытия бюджетной дыры, причем половину Киеву, по всей видимости, придется изыскивать посредством сокращения социальных затрат.
Публикуемые статистические данные как-то не очень успокаивают. Государственная служба занятости объявила о сокращении числа безработных за май аж на 9,1%, или на 75,4 тысяч человек. Таким образом,
уровень официально зарегистрированных безработных в Украине снижается уже третий (!) месяц подряд и на первое июня составил 752 тысячи. И это притом, что, согласно Государственному комитету статистики Украины, спад промышленного производства в стране в мае 2009 года, по сравнению с маем 2008 года, составил 31,8%.
Кстати, украинские эксперты уверены, что тенденция уменьшения количества безработных – временная и уже осенью реальный уровень превысит 8% (на первое мая официальная цифра составляла 2,9%).
Хронической головной болью остается и «Нафтогаз». Хотя компания пока и производит выплаты в оговоренные с «Газпромом» сроки, но за апрель расчет был произведен посредством зачета российскому монополисту авансом платежей за транзит газа в нынешнем году, а за май – благодаря кредиту от Национального банка (иными словами, фактически из золотовалютных резервов страны). Оплата же за июнь находится под большим вопросом. Чтобы гальванизировать полутруп правительство постановило увеличить уставный фонд «Нафтогаза» в 4,4 раза (с 5,56 млрд гривен до 24,16 млрд) за счет внесения в него... облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), что может увеличить темпы инфляции в стране, так как речь идет о необеспеченной эмиссии! Неудивительно, что в конце мая международное рейтинговое агентство Moody's снова снизило рейтинг компании с B2 до Caa1. Вообще,
вокруг «Нафтогаза» уже давно идет закулисная игра, которая только усилилась после договора Тимошенко--Путин.
В ответ на упреки, что договор противоречит интересам Украины и добыт слишком дорогой ценой, хорошо осведомленное «Зеркало недели» писало еще в конце января: «... С учетом фактического банкротства «Нафтогаза», высокой вероятности ухудшения уровня расчета за потребленный газ (из-за экономического кризиса и повышения цены на газ) и низкой вероятности способности государственного бюджета компенсировать соответствующий финансовый дефицит, эти договора имеют высокий шанс в скором времени отойти в историю... вместе с «Нафтогазом»». Принимая во внимание увеличение цен на нефть в последние месяцы, трудно представить себе, что средняя цена на газ в 2009 году так и останется на уровне $228,8 за тысячу кубометров, как было громогласно заявлено Тимошенко...
Покамест «Нафтогазу» необходимы $4,2 млрд для закачки российского газа в хранилища. Ища поддержку Евросоюза, «Нафтогаз» предложил два варианта: либо европейские компании покупают необходимые объёмы для хранения в ПХГ, либо консорциум международных финансовых учреждений предоставляет Украине кредит. Третий вариант – «Нафтогаз» банкротить нельзя спасать (запятая ставится в зависимости от личного предпочтения).
Газовый вопрос продолжает оставаться стержневым как во внешней, так и во внутренней политике страны. Именно по этому вопросу и будет идти атака на премьера, как минимум со стороны президента. Проблема в том, что Ющенко общеизвестен как критик, но не как «добытчик» конкретных результатов. Ведь ни он, ни его уполномоченный по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский в Москву на прямые переговоры поехать не решаются. А вот Тимошенко едет и, скорее всего, поедет снова. И после 30-минутных переговоров снова заявит: «Я спасла страну!». И электорат, включая плиту, будет ей благодарен. А каким путем это было достигнуто – дело второе. Ведь когда речь идет о «спасении страны», то за ценой стоять не приходится.