Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Несветлый образ России

Имидж России, год от года тратящей все больше средств на международный PR, становится все хуже

Имидж России, год от года тратящей все больше средств на международный PR, становится все хуже. Причина проста: никакими PR- мерами невозможно исправить огрехи политики. Зачастую даже правильные и хорошие начинания сводятся на нет недружелюбной риторикой российских руководителей.

В последние годы доверие к предприятию «ОАО Российская Федерация», которое и до того было невысоким, значительно снизилось. И это несмотря на целый букет разнообразных и дорогостоящих мер: открытие англо- и арабоязычного телевизионных каналов, наем западных PR-агентств и лоббистов в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, таких как Ketchum, G Plus Europe и Gavin Anderson.

Главные проблемы, однако, не в PR, а в манере поведения и скверном следовании советам.

Невозможно пиарить «плохие вещи», и не стоит рассчитывать, что в век глобальной коммуникации все можно наладить с помощью ловкого PR.

Кроме того, предложенные специалистами PR-меры часто реализуются просто неграмотно. Агентствам, работающим по заказу ОАО РФ, есть что рассказать о царящей в российской политике и бизнесе неразберихе. И это главная причина, по которой имидж правительств всех уровней — от национального до муниципального — так плох. Впрочем, как и имидж большинства компаний.

Вот конкретный пример. Накануне недавнего конкурса «Евровидение» весь мир узнал, сколько средств и сил Россия вложила в московское шоу и как премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин лично приходил на репетиции и так далее. Шоу действительно было грандиозным, хотя про музыку лучше промолчать…

Хорошая реклама для России? Вряд ли. Накануне «Евровидения» весь мир узнал и о том, сколько усилий Москва приложила, чтобы устранить бродящих по городу собак, и как милиция нападала на гей-активистов, применяя насилие. В общественном мнении развитых стран сочувствие к «братьям нашим меньшим» и вообще к меньшинствам, как правило, сильнее, чем к обычным людям и их достижениям, а потому отрицательная реакция была абсолютно предсказуема.

Другими словами — да здравствует Виктор Степанович: «хотели как лучше, а получилось как всегда!» Вся польза от яркого, долго готовившегося, дорогостоящего шоу была немедленно уничтожена непродуманными и сомнительными действиями.

К сожалению, таких примеров множество. Они убийственны для имиджа и репутации и стоят и стране, и ее компаниям миллиарды долларов. Поэтому

в рейтинге страновых брендов в 2008 году Казахстан на 30-ом месте, а Россия — на 183-ом!

Какую цель преследует такая линия поведения России? Представлять «нашу точку зрения»? Но внешний мир эту точку зрения уже прекрасно знает и никогда с ней не смирится. Общеизвестно, что Россия сделала ставку на то, чтобы стать «энергетической сверхдержавой». Но в связи с «газовыми войнами» и агрессивной риторикой последних лет весь мир убежден в том, что Россия применяет этот статус не для того, чтобы стать дружеским и надежным торговым партнером, а как инструмент достижения геополитических, а вовсе не экономических целей.

Такой подход вряд ли способствует установлению хороших деловых связей, а только пугает и отталкивает страны-покупатели. В последние годы Россия зарабатывала колоссальные деньги от экспорта сырья в Европу. Вроде бы в интересах страны укреплять свои позиции, но Москва не смогла убедить европейцев ни в своей надежности, ни в своей доброжелательности. Наоборот,

в официальных англоязычных переводах русских речей и документов ключевой оборот — «must» — будто России кто-то что-то «должен». А есть ли смысл даже пробовать убедить Запад, что он что-то «должен» России, когда ВВП на душу населения в западных странах как минимум в 3–4 раза выше, чем в РФ?

Результаты подобной политики виднее год от года. Запад, ради собственной безопасности и в целях борьбы с глобальным потеплением, и дальше будет диверсифицировать источники энергии — как по странам-поставщикам, так и по видам энергии. Эта тенденция, скорее всего, будет только укрепляться, бросая серьезный вызов странам-экспортерам, которые не развивали другие отрасли экономики.

Даже наем иностранных PR-агентств не дает гарантии успеха: они изначально не знают Россию и СНГ. Пару лет назад к одному моему американскому знакомому, который в свое время работал в агентстве, нанятом компанией «Газпром», обратились из этого самого агентства с вопросом: «Кто такой Алексей Миллер? Мы же видели репортаж [на американском телевидении], где он был с президентом Путиным с официальным визитом за границей. Значит, Миллер — важный человек, что ли?»

Вот типичный пример, а таких — сотни. Понятно, что заграничные PR-агентства вряд ли справятся с такими заказами, когда они даже не понимают, как устроена жизнь в России и странах СНГ.

Известно, что прошлым летом Грузия с легкостью победила Россию в области международного PR. Здесь интересны два момента. Первый: в схватке Голиафа и Давида мировое мнение, как правило, всегда на стороне малыша-Давида, несмотря на то, кто виноват! Блестящие и оперативные PR-ходы Грузии только укрепили изначальную расположенность международного сообщества к маленькой стране. И потому Россия была обречена на поражение от Грузии, как бы это ни было несправедливо с русской точки зрения. То же самое — в отношении Украины и прибалтийских стран.

Во время конфликта с Грузией прошлым летом Frankfurter Allgemeine Zeitung, самая авторитетная немецкая газета, писала, как представлявшее Россию в Берлине агентство выпустило пресс-релиз, который гласил, что «это не авторизированный перевод текста Минобороны, а чтобы получить официальную версию, надо обратиться в РИА «Новости» в Москве». Так и представляешь, как занятые, ограниченные дедлайном журналисты будут это делать!

Есть универсальные принципы современного PR для любой организации, правительства любого уровня, компании любого размера, где бы она ни была расположена. И главный из них в эпоху, когда новости моментально облетают весь мир, — организация должна проводить хорошую и грамотную политику, которую можно пиарить.

Даже до кризиса самые передовые правительства и компании — а их мало — перешли на создание доверия к себе со стороны общества и всех групп влияния. Иная модель поведения немедленно подвергается атаке по всему миру в Интернете. Приведу только один пример. Когда этой зимой в Давосе премьер-министр Путин заявил Майклу Деллу, владельцу компании Dell, что Россия не нуждается в помощи (речь шла о компьютеризации страны), один блоггер написал: «в таком случае, когда Россия вернет те миллиарды, которые Запад дал ей в 1990-ых?»

Проблема в том, что, как и прежде, страны СНГ демонстрируют колоссальный разрыв между действительностью и потенциалом. И мало кто вне пределов СНГ знает про те положительные явления, которые, безусловно, происходят в этих странах. Создать доверие в условиях России и СНГ нелегко, и мало кому это удается. Но это возможно. Пора преодолевать разрывы.

Автор – президент фирмы «Eurasia Strategy & Communications»

Новости и материалы
Трамп назвал ограничения Байдена, которые отменит в первый день президентства
Трамп захотел закрыть границу для нелегалов в первый день президентства
Журова о допуске российских фигуристов к отбору на ОИ: Украина не остановится
В Твери суд частично вернул иск лидера группы «Звери»
Развеян популярный миф об одиночестве
Банный комплекс изъяли у бывшего московского полицейского
Умер советский диссидент, пытавшийся угнать самолет и улететь из СССР в Израиль
Ученые добились прорыва в мгновенной передаче данных по оптоволокну
Олимпийская чемпионка: российские фигуристы злые и голодные до выступлений
Албания на год заблокирует TikTok
В Казани прогремел взрыв
В Белом доме рассказали о «хорошей сделке» по Украине для США
Футболист «Реала» Мбаппе рассказал о «безумии»
Названа диета, способная защитить от вирусных инфекций
В Государственной думе призвали россиянок рожать до 35 лет
Пушилин рассказал о тяжелых боях у Дзержинска
В Белом доме прокомментировали состояние американского ВПК
ВСУ отступили после попыток атак на Васильевском направлении
Все новости