Товарищ Сталин много лет назад учил, что классовая борьба по мере продвижения к коммунизму обостряется. Сегодня оказалось, что нарастает не только классовая борьба и не только по мере продвижения к коммунизму.
Чем глубже кризис – тем жестче противоречия и тем мучительнее поиск врагов.
Перефразировав классика, если бы врагов не было, их стоило бы придумать. Ведь на борьбе с ними можно консолидировать общество и отвлечь его от стихийных выступлений протеста, которыми нас уже начали пугать руководители МВД. Только с начала года было уже несколько попыток назначить хоть кого-нибудь на эту роль. Сначала была Украина, воровавшая наш газ. Однако быстро выяснилось, что валить все беды на соседа нет никакой возможности, наоборот, наши власти должны быть ему благодарны! Худших результатов в противодействии кризису, нежели у нас самих, «добились» лишь «померанчевые» власти.
В феврале попробовали взяться за средний класс. Более или менее платежеспособные налогоплательщики «вдруг» массово начали получать письма о том, что они по-прежнему в большом долгу. То перед коммунальщиками, то перед налоговой инспекцией. Судя по всему, от идеи отказались, быстро выяснив, что граждане, наученные предыдущими горькими опытами, гораздо лучше хранят квитанции об оплате за давно прошедшие годы, а кроме того, быстро начинают «звереть» в очередях к мелким чиновникам, когда им приходится доказывать, что они не верблюды.
Параллельно пытались пригрозить бизнесу: мол, если будете массово увольнять работников – пришлем доктора, то есть, пардон, трудинспектора. А к борьбе за права трудящихся подключили прокурорских работников. Подействовало не очень: быстро оказалось, что к каждому малому предприятию прокурора не приставишь, а предприниматели научились отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск по их, сотрудников, «собственному желанию».
Сегодня, похоже, «крайних» начинают искать среди «своих» — чиновников или окологосударственных управленцев.
Тут действуют привычные чиновничьи стереотипы поведения. Чтобы сохранить место, надо «топить врагов» и имитировать бурную деятельность. Вот и топят, вот и имитируют…
Забавнее всего, конечно, с демонстрацией результатов (поскольку реальных плодов борьбы с кризисом пока не просматривается).
С уверенностью можно сказать, что большая часть от 7 ноября с блеском выполнена. Все дело в том, что с самого начала правительственный план действий был в существенной степени чиновничьей хитростью: он представляет собой не перечень необходимых действий, а план подготовки тех или иных нормативно-правовых документов.
То есть, если проект подготовлен, можно ставить жирный плюс. Превратится ли «проект» в полноценный документ или так и останется проектом – уже не важно! Другое «направление» деятельности – подготовка непосредственного начальства к невеселым результатам. В последние пару недель целая плеяда так или иначе ответственных за экономику чиновников (начиная с главы Минфина) от бравых реляций «скоро все кончится» перешла к речам в духе «кризис – это всерьез и надолго».
Что же касается внутригрупповой борьбы, то самый свежий сигнал к началу разборок дал глава государства, призвавший избавляться от неэффективных чиновников. Думаю, тут многие с грустью вспомнили провалившуюся административную реформу с благой идеей бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Были бы объективные критерии оценки эффективности – идея была бы прекрасной. Но… Реформа, если кто не в курсе, благополучно провалилась. А значит, все оценки зависят от мнения начальства и коллеги. В итоге взаимный выброс компромата уже вовсю идет. И дело не ограничивается разного рода рейтингами губернаторов – своего рода тотализатором на выбывание того или иного руководителя.
Доселе «тихая гавань» госслужбы становится все менее тихой, вынуждая чиновников действовать. Административной ренты все меньше, подконтрольные конкретными чиновниками финансовые потоки оскудевают, и вот их уже не хватает на разросшийся в «сытые годы» аппарат.
А желающих «рулить» все больше. Выход прост: надо как-то сократить число администраторов. Внутригрупповая борьба усиливается. Чиновничьи группы пытаются заняться переделом окологосударственных потоков. Свидетельства этому едва ли не каждую неделю появляются в прессе. То в одном уважаемом издании появляется слух, что вот-вот снимут руководителя главной авиакомпании страны, то в другом не менее уважаемом СМИ – сплетня, будто крупнейший в стране перевозчик грузов и пассажиров сменит главу…
Сразу оговорюсь: неэффективных чиновников и управленцев, а тем паче мздоимцев и казнокрадов выгонять действительно надо. И это именно то, на чем происходит консолидация элиты и общества. Остается только завидовать Штатам, где инаугурация Барака Обамы вылилась в демонстрацию народного единства и уверенности в преодолении кризиса. У нас – все наоборот. Когда проштрафившиеся чиновники вроде заместителя алтайского губернатора, охотившегося на зверушек из Красной книги, уходят «по собственному желанию», нет никакой надежды на то, что людей будут убирать «за дело», а не «просто так», потому что это место приглянулось другому, такому же.
Чисто журналистское наблюдение последних месяцев: ранее донельзя закрытые чиновники стали гораздо охотнее общаться с прессой, «сливая» все более интересную и закрытую информацию. Правда, происходит это вовсе не потому, что посеянные еще президентом СССР ростки «гласности» наконец проросли. Это проявления «схватки бульдогов под ковром», а вернее – мышиной возни.
…Один из главных сегодняшних стереотипов в отношении «лихих 90-х» — «звериное чутье власти» первого президента России. Может, и так, только это чутье позволяло в самые тяжелые годы принимать единственно верные решения – зачастую абсолютно интуитивно. Нынешняя генерация власти – иная. Она интуитивно не действуют, она не любят «чрезвычайки» и все просчитывают. Вот только
опыт последних месяцев показывает, что когда просчитанное решение власти выдают населению, само это решение уже устарело. В лучшем случае оно оказывается бесполезным, в худшем – даже вредным…
В итоге ситуация все больше повторяет историю недавнего прошлого. Тогда страна точно знала, что «власть у нас однопартийная, но многоподъездная». И разные «башни» Кремля зачастую продавливали решения «в пику» соседям. Проблема лишь в том, что эти игры сегодня все больше подменяют реальную борьбу с кризисом. И ведут к тому, что экономическая ситуация только ухудшается. Так можно дойти до того, что делить станет нечего.