Силовики, похоже, выходят из мировой политической моды. Сенат США на днях утвердил на посту гендиректора ЦРУ Леона Панетту, возглавлявшего аппарат сотрудников Белого дома при Билле Клинтоне, но не имеющего никакого опыта в разведке.
Это, безусловно, знаковое назначение. Знаковое и для нашей страны с явно раздутой «силовой» частью российской политической элиты. Но
невероятное нашествие выходцев из спецслужб во властные и околовластные структуры в начале 2000-х годов (по некоторым оценкам, они занимали до 75% всех ключевых постов) было связано не только и, может быть, даже не столько с приходом к власти бывшего полковника КГБ Владимира Путина.
Были для этого и глобальные предпосылки: администрация Джорджа Буша с вице-президентом серым кардиналом и военным промышленником Диком Чейни, события 11 сентября 2001 года, начало международной антитеррористической кампании, откровенная милитаристская риторика США на международной арене, фантастический военный бюджет Америки. За этим последовали развязывание войны в Афганистане, открытие серии военных баз на постсоветском пространстве, подрывающие основы прав человека действия американских военных в тюрьме Абу-Грейб, открытие тюрьмы на кубинской военной базе Гуантанамо, попытки нанятых американскими силовиками адвокатов легализовать применение пыток к обвиняемым в терроризме. В 2003 году началась военная операция в Ираке, которая тоже подлила масла в огонь глобальной милитаризации.
В 2008 году директор ЦРУ Майкл Хайден признался в пытках водой десятков обвиняемых в терроризме в 2001–2003 годах. Кроме того, в эти же годы ЦРУ с одобрения президента США, в обход прямого запрета на нарушение частной жизни, стало массово прослушивать телефонные переговоры американцев. Новый конгресс США, где большинство было у демократов, в 2007 году специальным законом запретил ЦРУ применять пытки.
На этом фоне инициативы российской власти – сворачивание политических свобод, дело ЮКОСа, объявление охоты на политическую оппозицию, создание новой спецслужбы в виде Госнаркоконтроля, усиление ФСБ, раскрутка шпиономании – смотрелись детскими шалостями.
В 2004 году американские «ястребы» потерпели первое поражение, отправив под давлением общественности в отставку бессменного директора ЦРУ Джорджа Тенета, заодно списав на него все провалы американской разведки и недостоверную информацию о наличии в Ираке оружия массового уничтожения. Между различными кланами силовиков стали происходить столкновения, становящиеся достоянием общественности и наносящие ущерб репутации власти.
В ноябре 2006 года президентская администрация на выборах впервые за 12 лет «сдала» обе палаты конгресса демократам. Тут же своего поста лишился идеолог доктрины национальной безопасности администрации Джорджа Буша-младшего глава Пентагона Дональд Рамсфельд, потерявший к тому времени доверие даже части влиятельных республиканцев.
Ослабление американских силовиков отразилось и на российской внутренней политике. Достаточно проследить судьбы главных отечественных «ястребов».
Владимир Устинов в 2006 году лишился поста генерального прокурора России и сначала был отправлен руководить кремлевской кадровой мусорной корзиной — Минюстом, а потом и вовсе представлять президента в Южный федеральный округ. Российские «силовики» стали грызться между собой за власть и ресурсы — сначала Главная военная прокуратура с Министерством обороны, затем Госнаркоконтроль с ФСБ, позже Следственный комитет с Генпрокуратурой.
Очарование разведчиками, их управленческими способностями, чистотой их рук и горячими сердцами в обществе стало сходить на нет.
Одно за другим стали открываться уголовные дела о коррупции с участием высокопоставленных чинов силовых ведомств.
Из двух почти официальных преемников – «либерала» Дмитрия Медведева и «ястреба» Сергея Иванова – осенью 2007 года Путин выбирает первого. После инаугурации Медведева в кадровый запас были отправлены главы наиболее одиозных силовых ведомств: Госнаркоконтроля – Виктор Черкесов; и ФСБ – Николай Патрушев.
Безусловно, либерализм нового президента очень условен. Поступавшие с начала медведевского президентства сигналы записных кремлевских идеологов – не ждать оттепели – подтверждаются квазилиберальными, имитационно демократическими действиями Медведева. Однако либерализация неминуема, и маятник уже качнулся именно в эту сторону.
Американоцентризм глобальной политической системы очевиден, и последствия прихода к власти Барака Обамы отразятся на всех без исключения странах. Прежде всего, на крупных державах, и в первую очередь на странах с авторитарным имиджем — России и Китае. Экономический кризис лишь способствует этой тенденции, поскольку вынуждает правительства подтверждать либеральные принципы рыночной экономики, защищать бизнес и средний класс, снижает приоритет политических и военных инициатив. Вынужденная либерализация может оказаться даже лучшим вариантом, поскольку будет постепенной и не даст наломать дров.
Автор — председатель межрегиональной ассоциации правозащитных организаций АГОРА.