Объяснения, которые дали все заинтересованные стороны, тому, что тренер национальной футбольной сборной Гус Хиддинк будет еще и наставником английской премьер-лиги «Челси», выглядят вполне исчерпывающими. Российский футбольный союз на данный момент не в состоянии оплачивать услуги голландского специалиста в оговоренном объеме. Прощаться с ним РФС тоже не может – не поймут. Национальная академия футбола, учрежденная Романом Абрамовичем, покрывать издержки полностью теперь не может. Зато команде «Челси», которая также принадлежит Абрамовичу, нужен тренер. Хиддинк на эту роль прекрасно подходит. Его нанимают в «Челси» — положенное жалование как раз составляет разницу между тем, что ему платят в России сейчас, и тем, о чем договаривались. Итого – Хиддинк при деньгах и при работе, у «Челси» есть тренер, да и сборная России без догляда не останется. Все должны быть довольны.
Найденное решение обозначило подлинную функцию клуба «Челси».
Всегда считалось, что покупка английского клуба летом 2003 года была важнейшим имиджевым проектом путинской России времен процветания.
Русские ложи на Stamford Bridge (домашний стадион «Челси») стали одним из символов второго путинского срока. Времени безудержной экспансии российского капитала во внешний мир и такой же безудержной веры в высокую цену барреля нефти марки Urals.
Это те времена теперь так настойчиво ругает мэр Москвы Юрий Лужков, то и дело поминающий олигархов, которые вложили деньги в заграничные футбольные клубы.
Даже время покупки «Челси» оказалось символичным. В те дни, когда Абрамович отсчитывал деньги бывшим владельцам английского футбольного клуба, был арестован Платон Лебедев, а государственная машина разворачивалась для атаки на ЮКОС.
Однако это только видимая сторона дела. История со второй работой Хиддинка показала, что инвестиции в «Челси» изначально были нужны для того, чтобы создать резервный футбольный фонд.
Чтобы там ни думали лондонские болельщики, но их любимый клуб не более чем копилка, в которую иногда кладут денежку, а иногда, при необходимости, и достают.
Причем функция «Челси» была обозначена практически сразу. Несколько лет назад одним из самых важных футболистов для российской сборной был полузащитник Алексей Смертин. Так получилось, что он остался без хорошего клуба – и тут же был приглашен в «Челси». Там он в состав не проходил и в основном сидел на лавке, но один сезон как-то перекантовался.
История на самом деле чем-то похожа на историю с Хиддинком. С той только разницей, что голландский тренер нужен «Челси» больше, чем российский футболист.
И чем больше кризис будет сказываться на российском футбольном хозяйстве, тем больше «Челси» придется помогать родине своего хозяина.
Время собирать фонды и время их использовать.
Несколько недель назад одна из английских газет написала о том, что Роман Абрамович может продать «Челси» неким арабским инвесторам. Опровержения от официальных представителей клуба последовали незамедлительно, а сам Абрамович тут же пригрозил подать в суд на издание. Оно и понятно. Нынешний владелец «Челси» не может продать его.
Ведь никто не может разбазаривать достояние республики.
Автор — редактор отдела политики газеты «Коммерсантъ»