Острый кризис спроса на недвижимость (не только на квартиры, но и на офисы и торговые площади) ставит стройкомплекс, который принято считать столпом московского административного сообщества, в неприятное положение.
Очень сложно сменить алгоритм действий, основанный на завышаемой себестоимости, щедрых транзакционных издержках и впечатляющей марже, на что-то другое.
Тем более, если исходить при этом не из необходимости конкурировать за внимание покупателя, а из обстоятельств, как принято говорить, непреодолимой силы — в условиях экономического падения и, соответственно, кредитного голода что у потенциальных потребителей продукции стройкомплекса, что у него самого.
Может быть, где-то в недрах московского правительства проходят невидимые посторонним деловые совещания, на которых строители и работающие с ними чиновники-отраслевики пишут схемы и планы оживления индустрии. Но их руководители, многолетние хозяева Москвы публике об этом не рассказывают. Вместо этого они обвиняют в злом умысле прессу, печатающую «слухи», направленные, по выражению Лужкова, на то, чтобы «как бы говорить человеку, который хочет приобрести квартиру: «Не торопись, сейчас цены упадут, и тогда купишь». Это не стоит, конечно, подробно разбирать, поскольку реакция крепких хозяйственников на «вредные» публикации является врожденной.
Настоящая беда начинается, когда публика сталкивается с объяснениями тайн ценообразования на рынке недвижимости.
Самой успешной теоретической моделью здесь является обоснование запредельных цен на квадратный метр, исходя из стоимости подготовки проектной документации, подключения к электрическим сетям и так далее. Нет ничего более одуряющего и бесполезного, чем пытаться уследить за техническими данными, фигурирующими здесь, а тем более соотнести их с действительностью. Да и не стоит пытаться. Важно только понимать, что именно таким образом мыслит высшее руководство Москвы. Или, во всяком случае, рассуждает вслух.
Мантры, которые произносит руководитель стройкомплекса Владимир Ресин («любой профессионал понимает, что сейчас нет предпосылок к тому, чтобы жилье настолько резко упало в цене»), носят, конечно, ритуальный характер, но важно понимать, что они являются в том числе и декларацией о намерениях.
Администрация твердо намерена не позволить ценам двинуться к равновесному состоянию, руководство будет делать все от него зависящее, чтобы законсервировать ситуацию со столичной недвижимостью на возможно более длительный срок.
Множащиеся объявления о выставлении офисных площадей в аренду могут окончательно завоевать Москву, новостройки останутся пустыми — все это для властей, похоже, вторично по сравнению с необходимостью сохранить так исправно генерировавший прибыли механизм.
Самое печальное заключается в том, что у градоначальника и его министров с их неоспоримым властным ресурсом это может запросто получиться — на срок, достаточный, чтобы спасать было уже нечего. И ладно, что об этом горько пожалеют те полумифические покупатели квартир, которые, соблазнившись газетными заметками, засели со своими деньгами, выжидая случая нажиться на несчастье строителей. Проблема в том, что сам сложившийся механизм вовсе не приспособлен к выживанию в жестких кризисных условиях. Как признал Олег Солощанский, вице-президент весьма близкой мэру компании «Интеко», «в ближайшей перспективе ситуация может стать серьезной, возможно, даже обвальной — не только для застройщиков, но и для всех участников рынка».