Разрешали создавать предприятия. Разрешали иметь иностранную валюту. Разрешали выезжать за границу. Разрешали свободно обсуждать любые проблемы, включая политические. Было запрещено торговать, затем торговать стало можно — на самом излете перестроечных времен это разрешила одна страница текста указа с символическим названием «О свободе торговли» (Указ президента РФ от 29.01.1992 N 65). Этот указ обнулял ввозные таможенные пошлины и даровал свободу торговать кому угодно, чем угодно и где угодно. Половинчатость и непоследовательность заключалась в том, что предлагалось установить прогрессивный налог на прибыль от торговых операций, если их рентабельность превышала 50%.
Подобные акты стали появляться в тот момент, когда отдача от «ускорения» (инновационных мероприятий в машиностроении, типа нынешней кампании по поводу нанотехнологий) оказалась явно недостаточной для быстрого наполнения пустых прилавков. Нужно было не «стимулировать прогресс», а реально разрешить людям заниматься принципиально новыми делами.
Перестройка коротенькими указами превращала привилегии избранных в права каждого, традиционные свободы иностранцев распространяла на жителей России, на деле реализуя лозунг: «Все, что разрешено иностранцам, можно и россиянам».
Термин «путинский застой» появился в 2003 году, после осознания того, что разрешающие декреты кончились давным-давно, еще в 1993–1994 годах. Кончились не потому, что россиянам уже стало разрешено все, что разрешено иностранцам, — отнюдь. Просто коллектив из 450 постоянно работающих депутатов неожиданно начал даровать запреты вместо свобод.
Оказалось, что свободы в таком политическом коллективе согласованы быть не могут, зато отлично принимаются запреты, на каждом из которых висит пудовая гиря частных чиновных и бизнес-интересов.
Торговать, например, теперь можно не всем, не чем угодно, не где угодно, а ввозные пошлины вовсе не нулевые. Но этого мало, и вот переданный недавно на дальнейшую доработку в Минпромторг проект «Закона о торговле» содержит уже 22 (!) страницы разнообразных запретов и предписаний. Перестроечное слово «свобода» куда-то из названия потерялось, по факту возможность торговать рассматривается в этом законопроекте уже не как право, а как привилегия. Особенно ограничивается в этом проекте закона успешная торговля.
Если вас — торговца — не задавили в конкурентной борьбе, то государство конкурентам поможет и не даст вам от этих конкурентов оторваться, например, запретив приобретать и арендовать новые торговые помещения или слишком дешево покупать товары у поставщиков.
Содержание закона адекватно нынешней застойной идеологии бега на месте, идеологии социалистической конкуренции по Высоцкому: «Красота: среди бегущих первых нет и отстающих — бег на месте общепримиряющий».
Этот бег на месте был бы хорош, если бы соседи по глобусу резво не бежали бы в это время вперед, несмотря на проникновение идей бега на месте и в их собственные законодательства. Есть только один способ рвануть за ними: возобновить перестройку. Можно и нужно снять как остающиеся еще с советских времен старые экономические запреты, так и появившиеся уже в постперестроечное время новые. Закончить приватизацию, начать торговать землей, электроэнергией и газом в полном объеме, убрать запреты на использование GPS, не задавать лишних вопросов о размере заработной платы или гражданстве работников, если речь идет о добровольной сделке, освободить 96% радиочастотного спектра, занятые преимущественно силовиками, кардинально упростить налоговую систему, уничтожить пошлины (и не только ввозные), разрешить половине молодежи работать и учиться вместо службы в армии (вторая половина и так имеет эту возможность, несмотря на декларированное Конституцией равенство полов).
Долой застой, даёшь Перестройку 2.0! Короткие нормативные акты, долговременные их последствия, новый простор для творческой энергии людей.
Конечно, множественные разрешения в экономике вызывают озабоченность не меньше, чем множественные запреты. Мало кому хочется жить в мире, где правит чистоган, а большие кошельки определяют, что делать остальным людям, не столь успешным в бизнесе. И когда после «проклятых девяностых» оказалось, что бороться с людьми-кошельками не проще, чем с партийной номенклатурой, на помощь позвали депутатов и чиновников. Пусть они «поправляют» решения, продиктованные корыстным интересом.
Однако в управленческой арифметике, как и в обычной, от перемены мест слагаемых сумма не меняется: одинаково плохо, даем ли мы бизнесменам управлять государством или депутатам управлять бизнесом.
Результатом все равно будет власть чинов-менов (чиновников-бизнесменов), частные бизнес-интересы которых по защите от конкурентов переплетаются с чиновной необходимостью отчитываться перед государством о росте вверенной отрасли (в остальных – хоть трава не расти) и подкрепляются государственной охран(к)ой. От партийной номенклатуры в ходе перестройки избавились, к номенклатуре чинов-менов стремительно приходим.
Тем временем запретов накопилось уже столько, что в современных интеллигентских кухнях – нарочито плохо отделанных кафе – вновь начались политические разговоры. Там мы и услышали: «Мама, перестрой меня обратно».
Анатолий Левенчук, координатор Московского либертариума
Вадим Новиков, ст. н. с. АНХ при правительстве РФ