Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Агония кокаиновых революционеров

Если РВСК действительно согласились за какие-то $20 млн освободить ценнейших заложников, значит, их лидеры готовятся скрыться.

Крушение Революционных вооруженных сил Колумбии может стать сигналом, что левацким движениям Латинской Америки приходит конец, и их место займут социал-либеральные и социал-демократические силы.

2 июля в охваченной гражданской войной Колумбии произошло знаковое событие: из плена была освобождена Ингрид Бетанкур, захваченная шесть лет назад повстанцами из Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК). Вместе с ней обрели свободу и другие заложники, в том числе американские граждане.

Официальная версия – безумный по храбрости и невероятный по виртуозности исполнения рейд колумбийских коммандос, да еще якобы выдавших себя за повстанцев – вызывает большие сомнения.

Госпожа Бетанкур была самым ценным «кадром» РВСК, своего рода щитом от бомбардировок и артобстрелов правительственных войск; и так нелепо выдать ее противнику, приняв солдат спецподразделений за своих? Вряд ли. Скорее, права швейцарская радиостанция Radio Suisse Romande, сообщившая, что за Бетанкур и 15 других заложников повстанцам было выплачено $20 млн. Но так ли это важно?

РВСК основана в 1964 году как военная организация Компартии Колумбии под руководством «Тирофихо» (то есть Снайпер) и члена ЦК КПК Луиса Морантеса. В 1966 году она насчитывала всего 350 боевиков, в 1974-м – 780, в 1981-м – около 1100. Не так много; в те годы в повстанческом движении доминировали маоистские и «геваристские» группировки. Все изменилось в конце 80-х, когда РВСК превратились в мощную армию: повстанцы взялись за наркобизнес. В те годы наркокартели Медельина и Кали вступили в войну с правительством, и партизаны-марксисты предложили наркобаронам – Пабло Эскобару, Ледеру, братьям Орехуэла – вооруженное прикрытие за 10% доходов. В 90-е повстанцы получали в среднем $600 млн в год. Эскобар погиб, другие главари наркотрафика оказались за решеткой, а их бизнес перешел в руки РВСК. Другим источником доходов РВСК с 70-х годов стали похищения людей за выкуп.

В 1996 – 2001 годах были похищены 3439 человек; полученный выкуп составил $110 млн. РВСК похищали людей не только в Колумбии, но и в Перу, Эквадоре, Боливии.

Осенью 2004 года тихий Парагвай был потрясен похищением дочери экс-президента страны — 32-летней Сесилии Кубас. Она была зверски убита, несмотря на то что отец заплатил похитителям $800 тысяч. Убийцами оказались агенты РВСК.

В 2002 году, когда президентом Колумбии стал Альваро Урибе, РВСК насчитывали 20 тысяч бойцов, вооруженных самым современным оружием, включая минометы, безоткатные орудия, зенитно-ракетные комплексы, легкие самолеты и вертолеты, суда и даже несколько подводных лодок. Группировка контролировала около четверти территории страны.

Инструкторами в РВСК работали отставные офицеры американской, израильской, британской армий (один из таких «специалистов», израильский полковник-спецназовец Яир Клейн был недавно по просьбе Боготы арестован в Москве).

В «освобожденных районах» действовали повстанческие органы власти, суды, «народная милиция», собирались налоги. В крупных городах орудовали городские «колонны». РВСК создали легальную партию «Патриотический союз» с фракцией в парламенте, зарубежные представительства, финансовые структуры, радиостанции, газеты, информационные агентства, интернет-сайты, учебные центры, мастерские по ремонту вооружений и производству боеприпасов. Рядовым бойцам стали платить зарплату в $600 в месяц, что является огромной суммой в разоренных войной южных районах Колумбии.

На выборах 2002 года победил Урибе – сторонник непримиримой борьбы с наркоповстанцами. К тому времени он получил известность как чрезвычайно успешный губернатор департамента Антьокия. Возглавив один из наиболее пораженных вирусом насилия регионов (в Антьокии была штаб-квартира знаменитого «Медельинского картеля» и сильный «городской фронт» РВСК), Урибе начал осуществление плана «объединенного государства», основанного на вовлечении населения в современную экономику и политическую жизнь. План предполагал участие гражданского общества во всех важных государственных проектах, гарантию рабочих мест, образования, прозрачность в системе управления и обеспечения безопасности. Армии и полиции начали оказывать помощь Комитеты бдительности – отряды самообороны, численность которых достигла 82 тысяч бойцов. «Городской фронт» РВСК в Медельине был разгромлен, «Медельинский картель» перестал существовать.

За время губернаторства Урибе число похищений в департаменте сократилось на 60%, было создано больше 100 тысяч рабочих мест, проведены сотни километров дорог, телефонизированы села, тысячи семей получили муниципальное жилье. Создавались крестьянские кооперативы — им было передано 1550 га земли, конфискованной у наркобаронов.

Неудивительно, что колумбийские избиратели выбрали политика, который пытается уменьшить разрыв между богатыми и бедными, разоружает правые формирования «парамилитарес» и ведет бескомпромиссную войну с наркокартелями и повстанцами.

В то же время РВСК начали терять ореол «борцов за народное дело». Захваты заложников — ни в чем не повинных людей, садистское обращение с ними (один шестилетний плен лидера Партии зеленых Ингрид Бетанкур, не имевшей никакого отношения к войне, чего стоит!) сопровождаются массовыми убийствами: на рынках, концертах, просто в людных местах боевики РВСК взрывают бомбы. Так, в ноябре 1998 года взрыв в городе Миту убил 138 человек — простых горожан, а не военных, полицейских или ультраправых.

Став президентом, Урибе распространил план «объединенного государства» на всю страну. Собственность наркомафии, включая землю, конфискуется и передается крестьянам; естественно, мотивация поддержки повстанцев в сельских районах резко упала. Разоружены банды «парамилитарес», из армии изгнано 388 офицеров, запятнавших себя сотрудничеством с ультраправыми и наркомафией. В центральных и большинстве северных районов Колумбии, в крупных городах повстанческое подполье ликвидировано. РВСК оттеснены на юг страны, в пограничные районы с Эквадором, Перу и Бразилией.

Численность РВСК сократилась с 20 примерно до 6 тысяч. В прошлом году сдалось 2,5 тысячи боевиков, за три первых месяца этого года – 786 боевиков, а всего с 2002 года — 15242. С начала 2008 года повстанцам не удалось захватить в заложники ни одного человека.

В таких условиях Маруланда задействовал свои внешнеполитические контакты, а они у РВСК серьезные. В первых числах марта в Южной Америке едва не вспыхнула война. Это произошло после рейда колумбийских коммандос в приграничье Эквадора, в результате которого были убиты около 20 повстанцев, включая заместителя главнокомандующего повстанческой армией Рауля Рейеса. Президент Эквадора Рафаэль Корреа обвинил Боготу в агрессии и подтянул войска к колумбийской границе. Его поддержал венесуэльский лидер Уго Чавес. К колумбийской границе передвинулись батальоны венесуэльской армии с танками. Эквадор и Венесуэла разорвали с Колумбией дипломатические отношения. Их весьма эмоционально поддержали Куба и Никарагуа. Поистине феномен поддержки правительствами Латинской Америки левацких террористов нуждается в анализе.

С президентом Венесуэлы Уго Чавесом Маруланда наладил контакты еще тогда, когда тот, мятежный подполковник, сидел в тюрьме за попытку военного переворота.

Документы, найденные колумбийскими десантниками на месте гибели Рейеса, свидетельствуют о передаче им Чавесу $150 тысяч. Найдено и благодарственное письмо нынешнего президента Венесуэлы Рейесу.

Перевалку колумбийского кокаина через Венесуэлу в США и Европу, по данным ЦРУ, курирует разведслужба Национальной гвардии Венесуэлы. Боевики РВСК при необходимости укрывались в Венесуэле, получали оружие с армейских складов этой страны. После вытеснения повстанцев из пограничных с Венесуэлой районов важную роль в наркотрафике РВСК стал играть Эквадор. Маруланда давно готовился к использованию эквадорской территории: колумбийские военные захватили документы, свидетельствующие о том, что Рафаэль Корреа получал средства на избирательную кампанию не только от Уго Чавеса, но и со счетов РВСК. Тот факт, что в 2000-2004 годах РВСК ежемесячно похищали в среднем по 10 эквадорских граждан, его не смущает. Поэтому Чавес и Корреа, угрожая войной, старались отвлечь колумбийскую армию от преследования повстанцев. Этой же цели служили и предпринимавшиеся в последние месяцы при посредничестве Чавеса акции по освобождению заложников; РВСК тянули время, пытаясь восстановить свои потрепанные отряды и «нормализовать» экспорт кокаина, нарушенный колумбийской армией. Кстати,

после конфликта с Колумбией рейтинг Чавеса упал до рекордно низкого показателя – 34% .Рейтинг Урибе, наоборот, взлетел до 83%.

Однако в июне и Чавес, и Корреа вдруг призвали РВСК освободить заложников и сложить оружие. Почему? Да потому, что они поняли: крупнейшая повстанческая армия континента – на грани гибели. В конце мая РВСК официально признали, что их бессменный вождь Маруланда скончался. В начале июня один из его заместителей, Иван Риос, был застрелен охранником, перешедшим на сторону правительства. Еще через несколько дней армейским патрулям сдалась «Карина» — Нелли Авила Морено, командовавшая 47-м фронтом РВСК, ответственная за убийство в 1983 году Альберто Урибе Сьерры, отца нынешнего колумбийского президента. В ходе допроса Морено заявила, что РВСК распадаются под ударами армии и нарастающего дезертирства. «Думаю, что РВСК почти истреблены», — признала она.

Думается, что «Карина» права. И

если РВСК действительно согласились за какие-то $20 млн освободить ценнейших заложников, значит, их лидеры готовятся скрыться; продолжать войну на такие деньги невозможно.

Возможно, именно скромный Урибе, а не брутальный Чавес сумеет предложить Латинской Америке давно искомый вариант позитивного социально-экономического развития – без тяжких последствий, которые принесла континенту неолиберальная модель, но и без социалистических экспериментов, которые давно завели в тупик Кубу и не принесли ничего хорошего ни Никарагуа, ни Венесуэле. Крушение РВСК станет сигналом, что левацким движениям бывшего «пылающего континента» приходит конец и на их место приходят совсем другие силы – социал-либеральные и социал-демократические.

Новости и материалы
На Украине назвали новую должность Зеленского
Стало известно, кто может получить тринадцатую зарплату в этом году
Правительство не поддержало законопроект ЛДПР о депремировании
Украинский пленный рассказал о больших потерях ВСУ
Экономист назвал справедливыми темпы роста зарплат россиян
Порошенко предложил для Украины использовать урок холодной войны
Трамп может назначить на пост замминистра обороны бизнесмена
На Чукотке заявили о массовой атаке на аккаунты жителей региона
На Украине рассказали о реакции граждан на удар «Орешником»
На выборах президента Уругвая побеждает кандидат от оппозиции
Кулеба перечислил препятствия для быстрого окончания конфликта на Украине
В России раскрыли, сколько часов продлится самый короткий световой день
Мосгорсуд ужесточил приговор экс-замглавы оперуправления ГУ МЧС
Автобус с пассажирами упал с горной дороги в Бразилии
Одиночество меняет мышление и речь человека, выяснили ученые
Украинский солдат заявил, что попал в плен через неделю после учебки
Войска РФ установили контроль над территорией вблизи Великой Новоселки в ДНР
Родителям назвали главные ошибки, из-за которых дети не хотят учить английский
Все новости