Министр обороны Колумбии Хуан Мануэль Сантос извинился перед Эквадором за военное вторжение на территорию этой страны, в ходе которого погибли один из лидеров Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) Рауль Рейес и еще, по разным оценкам, от 16 до более 20 повстанцев. Эти события привели к острому кризису в регионе. За неделю, прошедшую с инцидента до извинений, дипломатические отношения с Колумбией разорвали три страны — Эквадор, Венесуэла и Никарагуа. Манифестация с требованиями отозвать дипмиссию из Боготы прошла в четверг в аргентинской столице.
И не только обиженный Эквадор, но не имеющая непосредственного отношения к случившемуся Венесуэла отреагировала немедленно и жестко: Чавес отправил на границу с Колумбией в три раза больше солдат (9 тыс.), чем эквадорский коллега.
Впрочем, суть драматических событий в Андском субрегионе невозможно понять без рассмотрения внутриполитической ситуации.
На протяжении почти полувека Колумбия находится в состоянии гражданской войны. Деятельность вооруженных группировок левацкого толка распространилась на 600 из 1907 муниципалитетов, около 200 — фактически находятся в руках партизан.
Сегодня они контролируют территори площадью свыше 42 тыс. кв. км. Для достижения провозглашенной цели — построения общества социальной справедливости — использовались все возможные и невозможные средства. Практиковались взрывы нефтепроводов и линий электропередачи, угоны самолетов, убийства полицейских, солдат и офицеров, захват заложников, в том числе в храмах, нападения на мирных граждан и государственных учреждения.
Постепенно политические требования партизан отошли на задний план. Верхушка криминализовалась, накрепко завязалась с наркомафией, подкармливается ею, имеет неплохие дивиденды от криминального бизнеса.
Вожаки обустроились в горах, жируют, пользуются новейшими средствами связи, интернетом, создали собственные сайты, где размещаются официальные документы и пропагандистские материалы, держат представителей за рубежом. Боевики преспокойно пересекают границы.
Стремясь погасить конфликт, власти использовали силовые и политические методы, разработали и стали реализовывать масштабный проект, получивший название «План Колумбия», пытались наладить диалог с повстанцами. Однако переговорный процесс не давал ощутимых результатов. В сложившихся условиях нынешняя администрация, возглавляемая президентом Альваро Урибе, перешла к использованию жестких мер. В особых обстоятельствах правительство прибегало к услугам посредников.
Под занавес 2007 года в роли посредника выступил венесуэльский президент, предварительно заручившись согласием колумбийского коллеги. Урибе наверняка сделал это скрепя сердце, он прекрасно знал, что Чавес, в свое время сам пытавшийся взять власть силовыми методами, явно симпатизировал партизанам. Они платили ему тем же. Ряд лет национальная территория предоставлялась боевикам для лечения и создания баз отдыха. На этой почве возникали постоянные трения с бывшим президентом Андресом Пастраной. Они не исчезли и при его преемнике, ведь Колумбия является стратегическим союзником Соединенных Штатов, с которыми у Венесуэлы крайне напряженные отношения.
Миротворческая миссия Чавеса увенчалась успехом. В начале января на свободу вышли Клара Рохас и Консуэло Гонсалес, проведшие в заточении шесть лет. Казалось, процесс пошел. Однако после того как президент Венесуэлы категорически отверг формулировку, причисляющую повстанцев к организациям террористического толка, Урибе отказался от его услуг. Разразился громкий скандал
Венесуэльский президент назвал колумбийского мафиозным элементом и пригрозил свернуть экономические связи и разорвать дипломатические отношения.
И вот теперь это произошло. Чавес, затаивший обиду на своего коллегу, мгновенно отреагировал на колумбийско-эквадорский инцидент и стал нагнетать обстановку. Помимо переброски к границе с Колумбией 10 танковых батальонов, Чавес назвал колумбийскую операцию на территории Эквадора «военным преступлением» и предупредил: «Если вы, президент Урибе, попробуете провернуть с Венесуэлой то, что вы устроили в Эквадоре, я пошлю против Колумбии несколько «Сухих». Все это очень серьезно и может означать начало войны в Латинской Америке. Наверняка многие люди в Колумбии хотят избавиться от своего правительства, так что мы должны освободить эту страну».
Обвиняя колумбийского президента в нарушении суверенитета Эквадора, Чавес дает понять, что готов содействовать свержению легитимной власти. Очевидно, что
возникшую напряженность венесуэльский лидер не прочь использовать в качестве удобного повода, подтверждающего правомерность его стратегии на сколачивание военного альянса стран, входящих в Боливарианскую альтернативу для Америк,
с целью отражения «агрессивных замыслов» колумбийской верхушки, за спиной которой стоят Соединенные Штаты. Чавес прямо говорил об этом в начале нынешнего года.
Претензии на роль единоличного лидера Латинской Америки, особенно теперь, когда антиимпериалистическое знамя выпало из рук его учителя ослабевшего Фиделя Кастро, очевидны. У верного ученика латиноамериканского патриарха неумеренные амбиции и мечта объединить континент под своей эгидой. Для этого Чавес использует все дозволенные и недозволенные средства: вмешивается во внутренние дела других стран, в том числе в электоральные процессы, размахивает «энергетической дубинкой». В пику Соединенным Штатам, инициировавшим образование Зоны свободной торговли Америк, венесуэльский лидер создал так называемую Боливарианскую альтернативу для Америк, субсидиарное экономическое и политическое объединение, куда вошли также Куба, Боливия, Никарагуа и крошечная Доминика.
Но конфронтационный курс Чавеса вызывает восторг далеко не у всех его коллег по президентскому пулу. Буквально
на днях перуанский президент Алан Гарсиа, встречаясь со своим эквадорским коллегой Рафаэлем Корреа, обратился к Чавесу с призывом умерить пыл.
И в урегулировании нынешнего конфликта принимают активное участие лидеры всех ведущих латиноамериканских государств. На очередном саммите Группы Рио в столице Доминиканской Республики, в котором в числе представителей 20 стран Латинской Америки примут участие и президенты Эквадора, Венесуэлы и Колумбии, будет обсуждаться и колумбийско-эквадорский инцидент. Нет сомнений в том, что, как и на прошедшей на днях сессии совета Организации американских государств, акция Колумбии на территории суверенного государства будет осуждена.
В то же время и Чавес проявил готовность дать задний ход, не дожидаясь осуждения со стороны своих коллег. Неслучайно по приезде в столицу Доминиканской Республики он призвал партизан разоружиться, изменить методы действий и перейти к парламентским формам борьбы за власть. Судя по всему, венесуэльский президент понял, что жесткий конфронтационный курс может помешать реализации его честолюбивых планов по завоеванию лидирующих позиций в регионе.
Автор — ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН