На минувшей неделе агентство Standard & Poor's (S&P) выпустило крайне нелицеприятное для российских управляющих компаний исследование. По данным S&P, доходность большинства российских паевых фондов проигрывает индексу РТС. Иными словами, довольно часто управляющие не приносят своим клиентам ожидаемой пользы. Не в последнюю очередь потому, что
в России у многих управляющих компаний, откровенно говоря, другие задачи: собрать как можно быстрее как можно больше средств вкладчиков и перепродать бизнес.
«За год, закончившийся 30 июля 2007 года, динамика индекса РТС была опережающей по отношению к российским фондам акций в 58% случаев», — говорится в исследовании S&P. «Активное управление фондами не приводит к обыгрыванию индекса. Иногда это происходит в течение одного-двух кварталов, но в течение более длительного периода этого не происходит. Поэтому мы рекомендуем вкладывать в те ПИФы, стратегия инвестирования которых наиболее близка к индексу, и спрос на эти стратегии достаточно стабильный», — рассказал РБК daily автор исследования, директор индексного департамента по развивающимся рынкам S&P Табер Джонсон. Это, конечно, сам по себе сенсационный вывод. Считалось, и эту мысль активно продвигает и продвигала рыночная пропаганда, что частные, непрофессиональные инвесторы обречены на проигрыш. У них как бы изначально не было шансов против профессиональных управляющих, которые, будучи в рынке и т.д., обязаны были зарабатывать больше.
Суровая правда, как оказалось, состоит в том, что управляющие часто оказываются бесполезны.
Простейшая рыночная стратегия – купить понемногу всех котируемых акций (из которых и состоит индекс РТС) – дает лучшие результаты, чем у среднего профессионального фонд-менеджера. Самое удивительное, что подобным образом дело обстоит не только в России. Это, в некотором роде, общемировая тенденция. Только если в США по данным S&P средний управляющий проигрывает индексу 3%, то в России – 8,6%.
Тут, конечно, не может не возникнуть другого вопроса. Если результаты управляющих столь печальны, откуда берутся все эти рекламные объявления, извещающие о 100% и более годовых. Ладно, в прошлом году рос рынок (хотя и не столь стремительными, как в рекламе ПИФов, темпами), но в этом году он не растет. А проценты в рекламе все еще высоки. Причина – конечно же, гениальность управляющих. Но не та, о которой можно было бы подумать. Просто
многие управляющие диверсифицируются до неприличия, создавая целые семейства фондов с крайне рискованными стратегиями.
Пусть, грубо говоря, 9 из 10 таких фондов уйдут в глубокий минус. В каждом из них, мизерном по размеру, управляющие потеряют, грубо говоря, 100 рублей. Зато последний десятый покажет очень хороший результат (типа 100% годовых), попадет на рекламные щиты и принесет управляющему миллионы пайщиков. Какой в реальности пайщики получат доход, показало исследование S&P: --8,6% от среднего по рынку показателя. Такой метод привлечения клиентов не является незаконным, хоть, конечно, не вполне корректен. Клиенты, ожидающие написанных на щите 100% годовых, их, естественно, не получат. Излишне говорить, как такая практика скажется на индустрии в целом.
И в общем, понятно, почему авторы рекламных объявлений не думают о будущем индустрии. «Все ритейловые структуры на фондовом рынке изначально создаются под перепродажу», — убеждены многие профессионалы этого рынка. Цель многих, если не большинства управляющих компаний – а их, по выражению одного из профессионалов рынка, «сегодня не создает только ленивый» — собрать побольше денег вкладчиков и постараться «впарить» свой бизнес. Долгосрочной перспективы для них не существует: продажа бизнеса должна состояться самое позднее через 3–5 лет. Таких структур на рынке, возможно, уже большинство. И если не подавить эту проблему в зародыше, то не исключено, что через несколько лет стране придется столкнуться с проблемой «обманутых пайщиков».