На фоне внутренних российских новостей — пертурбаций с формированием нового правительства, скандалов вокруг предвыборных списков политических партий — незамеченным прошло важное событие прошлой недели, которое, вообще-то, выглядит довольно шокирующе.
В Россию приехал с визитом глава одной из крупнейших европейских стран — президент Польши Лех Качиньский, однако никто из российских руководителей с ним не встретился.
Польский президент, приезжавший для участия в мемориальных мероприятиях на месте катынской трагедии 1940 года, довольствовался встречей со смоленским губернатором. Федеральные власти не удостоили его визит даже официальными комментариями.
Подобный бойкот в мировой дипломатической практике обычно трактуется весьма однозначно. Например, руководство США избегает общения с лидерами Венесуэлы, Ирана или Кубы во время их визитов в Нью-Йорк на сессии Генассамблеи ООН. Бойкот визита Качиньского подчеркнул, до какой степени российские власти сегодня смотрят на Польшу как на страну-изгоя, которой для нас как бы не существует. Мы практически прекратили поддерживать нормальный дипломатический диалог с этим государством, официальные контакты отсутствуют, уровень взаимодействия на неправительственном уровне сведен к минимуму. Правильно ли это?
Полагаю, что выпадение Польши из российской внешнеполитической орбиты — серьезный провал нашей дипломатии.
Как бы ни относиться к польскому президенту и правительству, важно помнить, что мы сегодня прекратили активные контакты с одной из наиболее влиятельных стран Евросоюза, шестой по размерам экономикой Европы, со страной, находящейся непосредственно вблизи наших границ и географически расположенной как раз посередине между Россией и Западной Европой.
Почему так получилось? Возможно, объективные предпосылки для некоторого охлаждения отношений были. Однако, трезво анализируя ситуацию, можно убедиться, что превалирует все же субъективизм. Россия обиделась на расширение НАТО, нашим властям не нравится «антироссийская риторика» польских политиков, Польша критически отзывается о газопроводе Nord Stream, который у нас сейчас считают чуть ли не священной коровой российских интересов, хотя, если разобраться, это страшно дорогой, убыточный и неэффективный газопровод, который принесет России сомнительные дивиденды, зато успел обрасти большим числом скандалов и конфликтов. Польша поддерживает теплые отношения с США и стоит за развертывание на своей территории элементов американской ПРО, поддержала «оранжевую революцию» на Украине.
Однако все это никак не тянет на адекватное объяснение для той жесткой антипольской внешнеполитической линии, которая взята на вооружение сегодня Кремлем. Кроме обид, за этой линией, похоже, ничего нет. Но мало ли на что обиделся Кремль? Для практической политики обиды — дело бесперспективное. Расширение НАТО на восток — уже свершившийся факт. К тому же за него вряд ли уместно критиковать восточноевропейцев: стремление защитить себя путем вступления в этот военный блок не удивительно с учетом их исторического опыта, они прекрасно помнят и 1956, и 1968, и 1981 годы. Хорошие отношения Польши с США можно лишь поставить в заслугу самой Польше — мы такими отношениями, увы, похвастаться не можем, причем также по не вполне понятным причинам.
И если мы будем вычеркивать из списка стран, с которыми мы сотрудничаем, всех, у кого хорошие контакты с США, то до полной изоляции рукой подать.
Не больше проку и от обид на предполагаемое размещение в Польше элементов американской ПРО. Ключевой проблемой здесь остается правовой вакуум в отношениях между Россией и США, образовавшийся после выхода США из договора по ПРО в 2002 году, когда Путин и МИД вместо хоть каких-то практических действий и переговоров по новому соглашению ограничились комментарием о том, что для них выход США из договора «не стал неожиданностью». Чего здесь обижаться на Польшу?
Не думаю, что польские лидеры, прежде всего братья Качиньские, во всем ведут себя адекватно в отношениях с Россией. Однако все это не повод для бойкота. Да и наши действия часто бывают, мягко говоря, сомнительными. Скажем, фактический отказ строить вторую нитку газопровода Ямал — Европа через Польшу в пользу авантюрного проекта Nord Stream, который обойдется нам в 4–6 раз дороже. Или история с запретом на импорт польского мяса, нанесшая серьезный ущерб переговорам с ЕС о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Допустим, проблемы с реэкспортом некачественного мяса в Россию через польскую территорию действительно существуют. Но можно ли было найти другую форму решения этих проблем в неполитическом ключе, избегая тотального запрета на импорт польского мяса — скажем, через усиленный режим контроля за качеством импортируемого продукта, увеличение частоты выборочных проверок? Безусловно, можно. Однако Россия сразу пошла на самую жесткую из возможных мер, создав все основания подозревать ее в политизации ситуации.
Россия не может позволить себе не поддерживать нормальных отношений с Польшей.
Помимо того что нас многое связывает, стоит помнить и о важности Польши как игрока на европейской арене. Польша — очевидный лидер «новой Европы», и это не случайно: в предшествующие десятилетия ей принадлежала лидирующая роль в демонтаже коммунизма в Восточной Европе и серии «бархатных революций», логичным продолжением которых стала последующая трансформация восточноевропейских государств в устойчивые демократии и их интеграция в Евросоюз и НАТО. Польское лидерство в «новой Европе» вовсе не обязательно является негативным фактором, как это у нас пытаются представить. Оно предоставляет нам прежде всего возможности — прямой диалог с этой страной в состоянии лишь улучшить взаимопонимание между Россией и ЕС.
Печально, но российская дипломатия сегодня, похоже, не в состоянии мыслить в категориях возможностей. В своей деятельности она руководствуется обидами и имперскими комплексами, пытаясь раздуть имидж «антироссийской» Польши и выдать его за причину охлаждения отношений. Мои личные контакты и с представителями польских официальных кругов и неправительственных организаций, и с влиятельными представителями Польши в европейских структурах (например с Яцеком Сариуш-Вольски, который возглавляет комитет Европарламента по международным делам) показывают, что, хотя поляки и озабочены проблемами в отношениях с восточным соседом — тенью прошлого и сегодняшним авторитарным дрейфом, главными для них сейчас все же являются внутренние проблемы и адаптация к институтам единой Европы, которая проходит весьма нелегко.
Полагаю, Польша к нормализации отношений с Россией вполне готова, о чем свидетельствует и весьма примирительный тон выступления Леха Качиньского на прошлой неделе в Катыни (хотя место, повод и отсутствие высокопоставленных российских руководителей давали ему в руки все карты, для того чтобы высказаться по поводу России гораздо жестче).
У нас существуют все возможности и условия для того, чтобы восстановить нормальные добрососедские отношения. Предстоящие в октябре в Польше парламентские выборы и формирование нового польского правительства открывают нам для этого новые возможности. Вместо того чтобы ссориться с Евросоюзом из-за разногласий с поляками, мы, напротив, могли бы использовать потенциал этой страны для налаживания более эффективного диалога с Европой.
Тем более что на прошлой неделе нам представился отличный шанс — никуда не надо было ехать, Качиньский сам приехал к нам. Однако от встречи с ним отказались. Кто-то в Кремле и на Смоленской площади, видимо, думает, что подобный отказ — способ поставить польских лидеров на место.
На самом деле это плохо выполненная работа.
Дипломатов для того и держат на своих местах, чтобы они вели диалог, в том числе и с теми, в отношениях с кем у нас есть трудности.
Российской дипломатии нужно активно работать, а не списывать свои провалы на чужие происки и «антироссийские настроения». Пора осознать, что мы не сможем построить нормальный диалог с Европой без нормализации отношений с Польшей.