Россия, единая, как никогда с легендарных брежневских времен всевластия КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и прочих аббревиатурно-важных структур, в минувшие выходные раскололась на два лагеря. Раскол случаен, условен, но от этого не менее показателен. Символом этого раскола, этих разных жизненных линий, этих путей, при выборе которых, как пелось в комсомольском шлягере, так важно не ошибиться, стали два молодежных лагеря, расположившихся в разных концах необъятной страны, независимо друг от друга и с совершенно противоположными целями.
Один из них — лагерь прокремлевского молодежного движения «Наши» на озере Селигер — наверняка спокойно и благополучно просуществует до конца отведенного ему организаторами срока под сенью освященной зампредом отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиереем Всеволодом Чаплиным часовни. Второй, лагерь экологов, расположившихся с протестом против создаваемого в Ангарске Международного центра по обогащению урана возле Еловского водохранилища, был досрочно свернут.
Первый бивуак, где проводится образовательный форум «Селигер-2007», по версии устроителей, по подготовке национально ориентированных управленцев и будущей элиты России, в субботу посетили сразу два первых вице-премьера в статусе преемников — Дмитрий Медведев и Сергей Иванов. Во второй в ночь с пятницы на субботу нанесли визит молодчики с битами, в результате чего один юный эколог погиб, семеро госпитализированы с травмами.
Многочисленные участники селигерского слета (по официальным данным, туда съехалось 10 тысяч человек из 50 регионов) выбрали правильные место, компанию и занятия. Помимо лекций и тренингов одни прямо на глазах высоких гостей возводили образцово-показательный дом, другие так же картинно целовались и качали детские коляски, показывая, что молодому поколению по плечу любые национальные проекты — от жилищного до демографического.
И если молодежь чем и озабочена в жизни, то только тем, кто же возглавит Россию после Путина.
На что преемники, эти «двое из ларца, одинаковых с лица», едва ли не хором ответствовали: главное — не персона будущего президента, а продолжение путинского курса, благодаря которому за последние 8 лет расцвела Россия.
Девизом верного курса над селигерским лагерем растянуто полотнище с цитатой В. В. Путина: «Слабых — бьют».
Но, как показывают события славных путинских лет, в России преследуют, бьют, а то и убивают не слабых, а тех, кто неправильно выбирает место, а главное, занятия.
Как участники весенних «маршей несогласных». Как вынужденные эмигрировать Манана Асламазян и Борис Кузнецов. Как Анна Политковская. Как съехавшиеся под Ангарск экологи.
Выразив соболезнование участникам акции протеста по поводу нападения на их лагерь, официальный представитель Росатома Сергей Новиков первым делом заявил, что на самом деле они зря собрались, потому что никакого отработанного ядерного топлива его ведомство ни ввозить, ни перерабатывать не собирается.
Учитывая, что подобные ангарскому лагеря создаются не впервые и участники не только антиядерных, но и других экопротестов не в первый раз подвергаются и нападениям хулиганов, и традиционно вызывают недовольство со стороны властей, сбор под Ангарском был изначально не напрасен, но опасен. По одной из высказанных в связи со случившимся неофициальных версий, нападение на лагерь было организовано вовсе не националистами (эту версию опровергает и милиция). И лозунги скинхедов бандиты выкрикивали для отвода глаз. Истинная причина погрома — огромные деньги, которые стоят за переработкой ОЯТ, потоку которых создают ненужные помехи молодые экологи. Наверное, именно поэтому так быстро и суетливо отреагировал Росатом.
Но не в проворной реакции ведомства Кириенко дело. А в том, что любое движение в нашей стране — экологическое ли, молодежное ли, правозащитное ли — может чувствовать себя в безопасности, только если санкционировано государством. Экологи, которые критиковали иностранных инвесторов по проекту «Сахалин-2», в то время когда в него хотел внедриться «Газпром», были правильны и полезны.
Теперь, когда «Газпром» вошел в дело, защитникам природы во избежание неприятностей лучше забыть про серых китов.
Марширующие по улицам молодогвардейцы и «нашисты», раздающие листовки в поддержку Путина, идут по верному пути. Митингующие с лозунгами в поддержку какой-то «другой» России — те, кто попал дурное влияние Запада и его наймитов. Не пропасть и не попасть в современной России как никогда легко — надо всего лишь выбрать правильный лагерь. Это касается не только тех, кто занят общественно-политической деятельностью, но и тех, кто пишет статьи, защищает подсудимых, занимается наукой, бизнесом — да чем угодно…
«Когда мы играем в красных и белых, я не люблю быть белым. Тогда я просто выхожу из игры и все». Помимо идеологических симпатий, которые и не могли быть иными у обычного советского мальчишки, героя рассказов Виктора Драгунского, у Дениски была и еще одна причина выбора в пользу красных: «Не люблю, когда я проигрываю».
С теми, кто все еще не хочет «выходить из игры» и готов проигрывать, несмотря на всенародную запись в лагерь победителей, есть множество способов разобраться.
И, как показывают летние маневры, появляются все новые. Теперь еще и бейсбольные биты.