Выйгравшая региональные выборы «Единая Россия» формирует законодательные собрания, но ее победы не только не являются победами партии в целом, но это даже не победа какого-то одного регионального финансово-бюрократического клана. Использовав вступление в партию власти для демонстрации лояльности кремлю, местные элиты продолжают конфликтовать между собой внутри «Единой России». О том, что представляют сейчас местные ячейки единороссов в интервью «Газете.Ru-Комментарии» рассказывает ведущий эксперт института региональной политики Ростислав Туровский.
— Ростислав Феликсович, как эволюционировали региональные отделения Единой России?
— В эволюции региональных организаций «Единой России» можно четко выделить два этапа. На первом более конфликтном этапе шла борьба между структурами «Единства» и «Отечества» за право возглавить региональные отделения. Борьба была довольно жесткая. «Отечество» смогло много в ней добиться, поскольку его позиции в региональных элитах были изначально довольно сильными. Отголоски острого конфликта можно увидеть и сейчас. Второй конфликт характерный для начального этапа формирования «Единой России» был связан с выбранной Кремлем стратегией развития партии власти. Изначально прослеживался замысел создать на основе «Единой России» еще одну властную вертикаль — партийную. Это делалось для того, чтобы региональные отделения партии не так уж сильно зависели от губернатора, а целиком и полностью замыкались на федеральный центр. В идеале «Единая Россия» в регионах должны была состоять из независимых от губернатора послушных солдат Кремля. Понятно, что эта идея была во многом утопией, потому что найти в регионе людей, которые бы могли возглавить отделение и при этом не ориентировались бы на губернатора, было крайне трудно. Но сама поставка вопроса об этом вызвала серию региональных конфликтов. Постепенно в конфликтах с элитными группировками за право контролировать партию власти строилась «Единая Россия».
Сейчас ситуация изменилась в связи с тем, что, во-первых, центр фактически согласился сдать губернаторам большинство отделений партии власти. Эта позиция, с точки зрения интересов Кремля, была более разумной и прагматичной. Губернаторы все равно остались ключевыми фигурами в регионах. Признав это как реальность, центр, по сути, разрешил губернаторам захватить контроль там, где его не было, над региональными организациями. Одновременно наметилась другая тенденция: почти все влиятельные группы региональной элиты стремятся войти в состав «Единой России». Партия власти стала резко разбухать количественно и качественно. И, по сути, она стала напоминать КПСС перестроечных времен: партия внешне единая, но раздирается уже внутренними противоречиями. В «Единой России» стали видеть партийную карьерную лестницу буквально все, поскольку других мест для партийной карьеры нет. Поскольку Кремль не возражал против того, чтобы все туда шли, все туда и пошли.
В результате, как правило, региональная «Единая Россия» в целом подконтрольна губернатору, но включает в себя ряд других групп, которые губернатору не подконтрольны и даже могут враждовать с ним.
Пример номенклатурной партии, включающей в себя все, в том числе и враждующие кланы, можно видеть в Челябинской области в прошлом году и в Нижегородской области в этом году. В Челябинской области просто фантастическая ситуация: четвертым номером в списке шел мэр Челябинска Михаил Юревич, который находится в жесточайшем конфликте с возглавляющим список губернатором Петром Суминым. В Нижегородской области острых конфликтов нет, но размежевание в элитах вполне очевидно. Губернатор Валерий Шанцев возглавляет список. Вторым идет нынешний спикер законодательного собрания Евгений Люлин, который несколько лет готовился стать губернатором, но так и не стал. Третьим номером идет лидер еще одной группировки местной элиты мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов.
Произошла формальная, внешняя консолидация элит, все они используют «Единую Россию» в сугубо инструментальных целях, для того чтобы подчеркнуть свою лояльность центру, и дальше пользоваться членством в партии власти для продвижения собственных интересов как в регионе, так и на федеральном уровне.
— Есть ли примеры того, как формально созданные отделения трансформировались в организацию с собственными интересами?
— Такая ситуация характерна. Раз партию власти сдали региональным элитам, то нужно понимать, что у них есть свои интересы. Еще вопрос, кто у кого берет административный ресурс в аренду для успеха на выборах. На местах административный ресурс все равно у губернаторов. Они, естественно, просто так с федеральным центром им не делятся. Они требуют, чтобы их любили и поддерживали. То есть уже внутри вертикали есть основа для конфликта интересов. Региональная «Единая Россия» и федеральная «Единая Россия» — это далеко ни одно и тоже. Если на федеральном уровне это группировка, или, точнее, коалиция группировок, то внизу это региональная элита со своими шкурными интересами, которые она при случае всегда будет демонстрировать и торговаться с центром. В качестве примера достаточно привести Москву. Поскольку, как показали выборы в МГД, «Единая Россия» мэру полностью подконтрольна, то попытки федерального центра произвести инфильтрацию в списки своих людей закончились ничем. Все вернулось в конце концов на круги своя — к лужковскому списку. Лужков в этой ситуации чувствует себя совершенно спокойно и не упускает случая, чтобы заявить о своем несогласии с политикой центра и с политикой федеральной «Единой России». Похожая история и с Минтимером Шаймиевым.
Сильные региональные лидеры контролируют региональные отделения партии власти и используют контроль и свой административный ресурс в торге с федеральным центром.
— В каких случаях партия губернатора противостоит региональной «Единой России»?
— Ранее была возможна ситуация, когда губернатор не поддерживает «Единую Россию», а следовательно, на выборах формирует свой собственный блок. Это отголоски прежней партийной системы, где «Единая Россия» не доминировала, где были возможны губернаторы, не являющиеся ее членами. Соответственно тогда было возможно формирование негубернаторских и даже антигубернаторских отделений ЕР. В начале прошлого года на выборах можно было видеть примеры таких ситуаций. В Амурской области, скажем, «Единая Россия» конфликтовала с губернатором, следовательно, губернатор должен был создавать свой блок. Он его создал. Блок даже одержал победу на выборах. В нынешней ситуации это уже практически невозможно. Тот же самый Леонид Коротков, губернатор Амурской области, уже подал заявление о вступлении в «Единую Россию» и следует общепринятой линии. Поскольку на региональных выборах создание блоков было запрещено как раз после выборов в Амурской области, то выбора у элит нет. Всем показали на «Единую Россию» и приказали туда идти, за небольшими исключениями все туда и пошли.
— Какой может быть судьба этих организаций в ближайшие два года?
— Надо признать, что, как и предыдущие «партии власти», «Единая Россия» — это производная от властной элиты, и самостоятельной партией, самостоятельным политическим игроком она не является. Поэтому центр не приветствует амбиций единороссов, когда они заявляют о намерении превратить «Единую Россию» в правящую партию по образу и подобию именно правящих партий в других странах, с партийным правительством и партийным президентом. Если бы это произошло, «Единая Россия» стала бы самостоятельной величиной. Но эти амбиции и намерения Кремль не приветствует. По своему он прав: ни к чему создавать новую политическую силу, когда есть нынешняя, гораздо более управляемая. Кроме того, центр не допустит раскола «Единой России» на несколько партий или несколько крыльев, потому что тенденция к консолидации элит сейчас очевидна.
Путь консолидация внешняя и во многом вынужденная, до выборов 2007 года эта тенденция не изменится, а противоречия будут еще сильнее загнаны внутрь «Единой России».
Конфликт выйдет на поверхность или по ходу выборов-2007–2008, в случае если они будут проходить по конфликтному сценарию, или после голосования.
Беседовал Евгений Натаров