Если за любую проблему взяться с умом, то и решение себя ждать не заставит. Например, если у вашего бизнеса есть проблемы, а вы не готовы решать их современными рыночными способами — расширением и улучшением качества услуг и продукции, диверсификацией самого бизнеса, выходом на новые рынки и сегменты и т.п. Какой тут выход, догадаться несложно: необходимо занести в Государственную думу вашу озабоченность и готовность всячески содействовать нелегкому и бескорыстному труду неизвестно чьих избранников.
И отклик избранников на чаяния не заставит себя ждать. Вот тут депутаты собираются увеличить тарифы на ОСАГО, мотивируя это ожидаемыми убытками страховых кампаний. И действительно, тут же становится понятно, что промедление смерти подобно, еще чуть-чуть, и все, пришел конец страховому бизнесу в России. И главное, что это не какое-то там эмпирическое решение, на все есть соответствующие расчеты, показывающие, сколь тяжек путь альтруизма компаний, страдающих от непомерного несоответствия доходов от полисов выплаченным страховым премиям. Слезы сострадания, однако, могут достаточно скоро подсохнуть, если обратить внимание на то, что все подобные расчеты сделаны не какой-то независимой структурой, а самими страховщиками.
Этот убедительный прием они уже использовали в самом начале продажи полисов обязательного автострахования, в результате чего и получилось, что, по разным оценкам, доходы превосходили расходы на страховые премии примерно в четыре раза.
Это составляет порядок в несколько миллиардов долларов. Конечно, к хорошему привыкаешь быстро, и когда доходы начинают снижаться, хочется вернуть их на прежний уровень. Тут-то и пригодится умение сделать необходимый расчет и доставить его в правильное место и поручить это дело тому, кому надо, а именно — народным избранникам.
Кому как не им придет в голову такое быстрое, эффективное и, главное, электорально безупречное решение: снижаются доходы — надо увеличить тарифы.
<1>Государственно-монополистическая экономика, с такой скоростью перекочевавшая из трудов Маркса и Ленина в нашу сегодняшнюю действительность, собственно, такую методику использует как практически единственно возможную. Достаточно вспомнить тарифы на газ, электроэнергию, ЖКХ, транспорт и т.п. Универсальность метода — перекладывать любые проблемы, включающие увеличение расходов или снижение доходов на потребителя — в его простоте и эффективности. Снижать себестоимость, расширять производство и номенклатуру товаров и услуг и тем самым снижать давление на конечного потребителя — это пусть другие, которые не понимают про особенность нашего национального пути. А у нас уже все придумано. И с этой точки зрения страховые кампании поступают вполне логично. Более того, это ведь вообще идеальный способ решать любую проблему: падает где-то прибыль у хороших людей, тут же надо увеличивать тарифы. В конце концов, если все кругом так будет хорошо, все будут процветать и получать хорошую прибыль, то можно и не обращать внимание на такой пустяк, как, например, инфляция и реальный уровень жизни населения. Потому что инфляцию можно правильно пересчитать, например, правильно применив веса для средневзвешенных показателей, или столь же правильно откорректировать расчетную корзину: а уровень жизни все равно неуклонно растет, тут и считать ничего не надо, достаточно включить любой государственный канал на ТВ, в крайнем случае спросить у ВЦИОМа тов. Федорова.
Ну а то, что рост цен и тарифов в этих условиях никогда не приводят к улучшению качества и расширению потребительских свойств, так это вообще материя абстрактная, и, поскольку ни в рублях, ни в долларах не выражается, то вообще не может быть предметом рассмотрения, особенно у людей серьезных и занятых.