Один из самых часто упоминаемых фактов богатой политической биографии английского премьера Уинстона Черчилля — его метание между партиями. А он всего-то перешел от консерваторов к либералам, а через 20 лет вернулся обратно. Французский король Генрих IV увековечил себя прежде всего лучшей формулой политического компромисса всех времен и народов «Париж стоит мессы», когда в очередной и последний раз переходил из гугенотов в католики. Современные российские политики меняют партбилеты минимум раз в четыре года, не беспокоясь об оправданиях. И правильно делают: кто сегодня обращает внимание на такие мелочи, как отказ от убеждений?
В субботу кемеровский губернатор Аман Тулеев в торжественной обстановке партийного слета из рук лидера «Единой России», председателя Госдумы Бориса Грызлова и перед лицом своих новых товарищей — вице-премьера Александра Жукова, министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, президента Татарстана Минтимера Шаймиева, мэра Москвы Юрия Лужкова и др. — получил новенький партийный билет. И хотя запоздало, но все же вступил в дружную компанию региональных начальников, выбравших партию если не по душе, то по чину.
А где еще состоять представителю власти, как не в партии власти?
Хорошо, что слишком долго игравший в оппозиционность кемеровский губернатор (в 1995 и 1999 годах он принимал участие в думских выборах по списку КПРФ, а в 1996 году на президентских снял свою кандидатуру в пользу Геннадия Зюганова) наконец это понял и постучался в правильную партийную дверь. Большинство его партнеров по губернаторскому цеху (из числа политических долгожителей, во всяком случае) всегда занимали правильную позицию и колебались вместе с кремлевской линией. Как, к примеру, новгородский начальник Михаил Прусак, у которого дома в заветном ларце, очевидно, коллекция партбилетов — от КПСС, ПРЕС, НДР, ДПР до «Единой России».
Коллекционирование партбилетов — забава, впрочем, не только губернаторская.
В годы нестабильной политической конъюнктуры — а за последние 15 лет она только-только начала приобретать черты устойчивости (и то неизвестно, надолго ли и какие партбилеты войдут в моду после 2008-го) — среди политиков, которые умудряются держаться на плаву с начала 90-х, таких коллекционеров немало.
Но в этом деле все же главное не количество, а качество, не скорость партоборота, а чутье на своевременную смену партии.
Хорошо развитое чутье, как правило, присуще натурам художественным. Например, Станиславу Говорухину, который, сняв очередной фильм, решил вернуться к делам политическим и избирается в Государственную думу, отбиваясь от сатирика Виктора Шендеровича при поддержке «Единой России», «Ворошиловского стрелка» и Глеба Жеглова. Приход Говорухина в «Единую Россию» не удивляет, а, напротив, радует. Наконец, кинотворец, безуспешно поискав «Россию, которую потерял» в Демократической партии, у коммунистов, в ОВР (политические объединения, в которых Говорухин состоял или с которыми активно сотрудничал, работая в первой--третьей Думах), нашел ее в «Единой России».
А мог бы опять ошибиться. Как ошибся, к примеру, его бывший соратник по ДПР Николай Травкин. Плавно переместившись из ДПР в НДР с приятной остановкой в Белом доме в качестве ни за что конкретно не отвечающего министра без портфеля Травкин вдруг опрометчиво увлекся либералами и оказался сначала в «Яблоке», а затем в СПС. И в результате выпал из политической обоймы.
Другой товарищ Говорухина по ДПР — Сергей Глазьев — пока еще в обойме. Но не в той! Видный экономист, поссорившись (так же, как и видный режиссер в свое время) с КПРФ, примкнул к «Родине». Будто мало ему было неудачного эксперимента с КРО в 1995 году, чтобы снова ставить на сомнительный проект одной из кремлевских группировок.
Жертва одного такого партэксперимента — ивановский губернатор Владимир Тихонов только что потерял свое кресло, уступив его вовремя сменившему ориентацию экс-«яблочнику» Михаилу Меню. Услуги неудачливого коммунистического ренегата (с помощью Тихонова Кремль пытался расколоть КПРФ в 2004 году) и его ВКПБ (Всероссийской коммунистической партии будущего) теперь не нужны. Его бывший товарищ по КПРФ Александр Ткачев оказался куда дальновиднее. Став губернатором Краснодарского края как «красный» кандидат, он довольно быстро перекрасился в более приятные Кремлю цвета. И ему, как идеологически выдержанному члену «Единой России», до сих пор доверяют править стратегически важным регионом, где журчит президентский Бочаров ручей и алеет любимая Путиным Красная Поляна.
<1>Путин, правда, не спешит вступать в «Единую Россию». Возможно, ждет, когда ее численность приблизится к численности КПСС, партийный билет которой президент в 1991 году, по его собственным воспоминаниям, перекрестил и припрятал. Наверное, до лучших времен.
Иногда, правда, в чудесные дни настоящих, с государственным размахом поставленных партийных слетов кажется, что эти лучшие времена уже наступили.
И в вузы (на бесплатные, разумеется, места) скоро будут брать исключительно «молодогвардейцев». А в «Единую Россию» станут принимать по разнарядке. Не такой, как сейчас, когда берут всех подряд для увеличения численности, а с классовым разбором, как в КПСС.
Будет квота для министров и губернаторов, олигархов и представителей малого бизнеса, творческой интеллигенции и журналистов, фермеров и работников капиталистических предприятий.
Помешать использованию передового опыта по созданию массовой партии может только отсутствие исполнителей роли массовки. В КПСС это были представители рабочего класса. «Единая Россия» сегодня привлекательна только для чиновников. И, хотя по признанию лидера партии Грызлова, их в современной России вдвое больше, чем в СССР, наверное, даже он понимает, что для укрепления партийного фундамента это материал непригодный. У чиновников, возможно, нет политического чутья, зато хорошо развит инстинкт самосохранения. Настоящий бюрократ всегда служит действующей власти.
И партийный билетик припрятывал подальше не один Владимир Владимирович, а тысячи и тысячи мелких и средних советских чиновников по всей стране.
Многие из них уже обзавелись билетами «Единой России». Менять их на партийные книжечки другого цвета и образца они будут так же быстро.