Руководство России очень любит спорт. Страсть эта, пожалуй, одна из немногих ценностей ельцинских времен, бережно сохраненная в президентство Владимира Путина. Борис Ельцин любил теннис, с одобрением относился к футболу и, говорят, даже когда-то играл в волейбол. Владимир Путин с симпатией относится к футболу и хоккею, с видимым удовольствием катается на горных лыжах и, говорят, неплохо владеет искусством единоборств. Глядя на лидеров, к спорту тянется и окружающий их политический класс. Поскольку самым простым и удобным для понимания видом спорта считается футбол, ложи почетных гостей на каждом важном матче заполнены до отказа.
Не оставляют государственные мужи и своим вниманием и другие виды спорта. Многие из них руководят профильными спортивными федерациями. Вот например директор ФСБ Николай Патрушев руководит Всероссийской федерацией волейбола, помощник президента Сергей Ястржембский тянет на себе, подобно ломовой лошади, руководство Федерацией художественной гимнастики, а известный бизнесмен Алишер Усманов занимается делами Федерации фехтования России. Примеры можно продолжать.
Пристальное внимание, которое уделяют чиновники высокого ранга развитию спорта, имеет как плюсы, так и минусы. Постоянное использование административного ресурса при решении какой бы то ни было проблемы способствует успешному решению вопросов оперативного и тактического характера, однако стратегически это путь в никуда. То, что сегодня российский спорт финансируется гораздо лучше, чем несколько лет назад, в том числе и заслуга государственных мужей, проявляющих к нему повышенное административное внимание. То, что на спорте в России так и не научились зарабатывать деньги, так же является результатом наличия административного ресурса. Зачем ломать голову над тем, как добыть лишнюю копейку, когда всегда можно поканючить и выпросить немного либо из государева бюджета, либо из бюджета аффилированной с государством структуры. Причем вероятность того, что деньги дадут, традиционно высока.
<1>На самом деле любовь к спорту у наших государственных мужей далеко не всегда бывает бескорыстной. Считается, что пока народ смотрит футбол или хоккей, наслаждается успехами наших художественных гимнасток и с удовлетворением узнает о победах российских лыжниц, он гораздо терпимее относится ко всем остальным обстоятельствам своей жизни. И во многом это соответствует действительности. В небольшом российском городе есть хоккейная команда суперлиги, 100% расходов которой покрывает завод, на котором работает почти все население города. Был проведен опрос, что лучше: повышение зарплаты или усиление команды в трансфертный период. За последнее высказались не только рабочие завода, но и их жены, которые, по логике, должны быть заинтересованы в том, чтобы их мужья приносили домой больше денег.
«Наверху» это очень хорошо знают. Именно поэтому перед каждым большим соревнованием руководство страны навещает тренировочные лагеря, а в случае успеха лучших атлетов зовут на прием к президенту. Спортивные успехи крайне хороши для пропаганды.
В любви к спорту государственных мужей есть и психологический момент. Собственно, кроме стадиона, большому начальнику и простому человеку негде себя почувствовать согражданами. Спортивные пристрастия позволяют государственным мужам продемонстрировать хоть какую-то близость населению.
По большому счету, без административного внимания многие виды спорта в России давно бы зачахли от отсутствия денег и административного внимания, а выжившие перебивались бы случайными спонсорскими деньгами. Сейчас все по-другому, и, может быть, даже и хорошо, что все так. Какая разница, за счет чего выживает спорт в нашей стране, главное, что он выживает.
Начальственное внимание к спорту, однако, сохраняется ровно до тех пор, пока у руководства страны есть время и ресурсы для этого. Или до тех пор, пока это считается прекрасным способом для сброса социального недовольства.
Как только руководству страны станет не до мелочей или вдруг опросы выявят, что успехи наших лучших атлетов никак не улучшают настроения у трудящихся масс, российский спорт окажется один на один с реальной жизнью.
Это свидание не сулит ему ничего хорошего. Административный ресурс как наркотик. Когда нет возможности продолжать пользоваться допингом, у организма начинается ломка. Иногда это приводит к летальному исходу.