Федеральная антимонопольная служба наконец взялась за российские монополии. Решение, вынесенное на минувшей неделе по делу «Евроцемента» - компания обвинялась в том, что, пользуясь монопольным положением, взвинтила цены на свою продукцию — стало прецедентным. Впервые наказание за нарушение принципов добросовестной конкуренции оказалось соразмерно преступлению.Более того, теперь это станет системой.
ФАС опубликовал новую методику расчета штрафов, и стало ясно, что «Евроцемент» — не последняя жертва ведомства.
Принадлежащий предпринимателю Филарету Гальчеву «Евроцемент» стал крупнейшим игроком на российском рынке с долей в 39% после покупки цементных активов компании «Интеко» в марте 2005 года. Уже с начала апреля «Евроцемент» перевел всех дилеров на 100процентную предоплату, а в мае компания объявила о повышении цен на цемент на 20% (участники рынка утверждали, что на самом деле они выросли на 60-70%). Трудно сказать, чем занималась ФАС во время совершения сделки, когда монопольное положение покупателя уже становилось очевидным, но, во всяком случае, самой купле-продаже активов «Интеко» она не препятствовала. И только 15 мая ФАС начала расследование действий «Евроцемента», заподозрив компанию в нарушении закона «О конкуренции». 11 октября служба признала «Евроцемент» виновным в нарушении законодательства, а в минувший вторник выставила компании Гальчева окончательный счет.
Он оказался куда как внушительным. Если раньше компании-монополисты отделывались как правило легким испугом, то «Евроцемент» должен выплатить в бюджет штраф в 1,9 млрд рублей. Это соразмерно прибыли, полученной компанией от майского повышения цен на свою продукцию. Во всяком случае, заместитель мэра Москвы Владимир Ресин оценивал убытки столичных строителей, образовавшиеся в результате резкого роста на цемент, в 1 млрд рублей. Столичные строители крупнейший, но единственный клиент «Евроцемента», так что наложенный штраф в первом приближении более-менее равен допдоходам.
Кроме того, ФАС предписал «Евроцементу» устранить собственно нарушение, понизив цены фактически до майского уровня — с 1 ноября они должны рухнуть с 2100 руб. до 1400 руб. за тонну (без учета НДС и железнодорожного тарифа). Наконец, «Евроцементу» запрещено в течение пяти лет увеличивать цены на цемент без предварительного уведомления Федеральной антимонопольной службы и объяснения причин этих действий.
ФАС грозился даже расчленить «Евроцемент», и этот сценарий сейчас представляется более чем реальным.
Если компании Гальчева не удастся оспорить предписание в суде, одержать там победу и снять хотя бы часть требований, то она по мнению наблюдателей окажется под угрозой распада. Доподлинно об этом известно только Филарету Гальчеву и его доверенным лицам, однако как полагают на рынке, повышение цен на цемент было в значительной степени вынужденной мерой: «Евроцемент», считают некоторые участники рынка, для покупки цементных активов «Интеко» был вынужден взять крупные кредиты в банках (государственных) — а для того, чтобы «отбить» эти займы и понадобилось срочно повышать норму прибыли, то есть взвинтить цены.
<1>Решением ФАС «Евроцементу» предписано снизить норму прибыли и вернуть в бюджет все полученные с мая допдоходы (которые, по мнению участников рынка, уже перечислены в госбанки). Если эта теория верна - а у нее как будто есть косвенные подтверждения - тогда по моему скромному мнению, компании Гальчева придется срочно искать деньги: а наиболее простым способом изыскать средства на обслуживание кредитов, как мне кажется, стала бы продажа части заводов или передача заложенных активов кредиторам (то есть госбанкам, которые тем самым вновь увеличат долю своего присутствия в экономике).
Теперь конечно дело за судом, но во всяком случае ФАС все зависящее от себя сделал, практически разрушив - возможно, до основания - цементную монополию. Говорят, что существует концепция - возможно, всего лишь одна из многих -регулирования экономики страны, согласно которой на ведущие роли уже давно (еще на первом сроке) должны были выдвинуться Министерство по антимонольной политике и Федеральная комиссия по ценным бумагам. Первое должно было надзирать за товарными рынками, второе - за финансовыми, но в широком смысле: не за банками и ММВБ, а за деньгами нефинансового сектора, то есть промпредприятий.
Однако реализована она не была - сказался, жесточайший кадровый дефицит в команде Путина: эти два ведомства возглавили выходцы из петербургской мэрии образца 96 года Илья Южанов и Игорь Костиков, которые судя по всему с поставленными задачами не справились. Отсутствие какого-либо кадрового резерва привело к тому, что оба просидели на своей должности по 4 года не запомнившись ничем - видимо, менять было не на кого.
Однако идея не умерла. Несмотря на кажущуюся бесполезность и ФКЦБ и МАП сравнительно мало пострадали от административной реформы, превратившись (или точнее переименовавшись) по ее итогам в ФСФР и ФАС. Кроме того, им, наконец, были подысканы более энергичные руководители: Олег Вьюгин и Игорь Артемьев соответственно.
Последнему, кажется, удается превратить ФАС в более эффективную чем ранее надзорную машину, которая в состоянии следить не только за рекламой пива и крепких спиртных напитков.
Разумеется, пока все это не касается крупнейших монополий, контролируемых непосредственно из Кремля, но говорить имеет смысл о шагах реальных, а не идеальных.
Во всяком случае проведенная на рынке цемента операция доказала что служба может надзирать и за менее гламурными, чем рекламный, товарными рынками. Теперь, надо думать, слово за Олегом Вьюгиным.