Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Союз лояльных

27 сентября 2007 года станет, возможно, последним днем работы Аркадия Вольского в должности главы РССП. Но структура, которая могла бы и даже обязана делать очень многое и для класса крупнейших собственников, и для общества в целом, продолжит заниматься все тем же: демонстрировать лояльность Кремлю.

Роль Российского союза промышленников и предпринимателей в жизни страны всегда была немного загадочной — и в самом начале 90-х, когда РСПП устами своего лидера Аркадия Вольского критиковал правительство Егора Гайдара, и во второй половине «ельцинского десятилетия», когда РСПП было не видно и не слышно, и несколько лет назад, когда в руководство союза по просьбе Кремля кооптировались все «равноудаленные» олигархи. Любая попытка представить РСПП некой могучей и реальной силой, влияющей на принятие самых важных государственных решений, прежде всего в области экономической политики, не выдерживала проверки реальностью.

В определенном смысле РСПП под руководством Аркадия Вольского была предтечей виртуальной политики эпохи Владимира Путина, когда настоящие центры принятия решений не имеют никакого отношения к организациям, которые формально за это отвечают.

Между тем если говорить об идеальной ситуации, то структура, объединяющая крупнейших собственников, могла бы и даже обязана делать очень многое и для своего класса, и для общества в целом. Например, заняться выработкой своей версии промышленной политики и предлагать ее правительству для обсуждения. Или поднять вопрос о защите частной собственности в стране.

Однако для того, чтобы заниматься полезными делами подобного рода, РСПП надо было бы быть, прежде всего, независимой структурой, представляющей интересы исключительно своих членов. А это не совсем так. Решение о том, чем заниматься РСПП и какие вопросы должны подниматься объединением промышленников и предпринимателей, принимаются не в головном офисе организации, а в Кремле. Соответственно, крупные собственники, сосредоточенные в руководстве РСПП, воспринимают свою работу в рамках союза как общественную нагрузку.

Нынешний статус РСПП не позволяет, что было бы логично, прямо бороться за свои интересы, а только дает возможность продемонстрировать лояльность Кремлю и уже только после этого заняться индивидуальным или кооперированным лоббизмом.

Соответственно, выработка общей точки зрения всего крупного капитала на происходящее в стране в рамках РСПП становится невозможной. А любые действия вне союза выглядят крамольными.

<1>Решив краткосрочную задачу политической стерилизации крупного бизнеса (впрочем, операция с РСПП была только частью большой игры), государство одновременно лишило себя партнера, с которым можно было бы определить приоритеты в той же промышленной политике. Возможно, отдельному чиновнику и удобно, что к нему приходит отдельный олигарх и решает свой отдельный вопрос. Однако в этой конфигурации, как правило, страдает само государство и уж обязательно потребитель. В грустный анекдот превратилась история с поддержкой отечественного автопроизводителя путем повышения таможенных пошлин на импорт, в результате которой эти самые производители просто подняли свои цены без какого-либо улучшения качества и безопасности своей продукции.

27 сентября 2007 года станет, возможно, последним днем работы Аркадия Вольского в должности главы РССП.

Однако, кто бы ни стал его преемником, Александр Шохин, Игорь Юргенс или кто-то еще, основной проблемы в жизни РСПП это не снимет.

Не может быть эффективным и полезным для своего класса и общества в целом объединение крупного капитала, полностью подконтрольное органам государственной власти.

Проблема, разумеется, стоит шире, и связано это с той совершенно немыслимой для нормальной экономики ситуацией, когда хорошо устроенный, но ничего не производящий чиновник легко может за счет административного ресурса обеспечить свой доход от бизнеса, с которым он связан только правом разрешения и контроля. Система эта, увы, представляет единственно действующую в России вертикаль власти, при которой уровень чиновника определяет уровень бизнеса, с которого он кормится, — от магазина и бензозаправки до того знаменитого «байкальского финанса», который сам себе и РСПП, и промышленная политика.

А в результате вместо действительно необходимых негосударственных институтов, среди которых и должен существовать союз промышленников, получаются изделия зубатовского толка, напоминающие столетней давности создаваемые Гапоном рабочие чайные для обсуждения экономических проблем.

Ну как еще объяснить, что картонные лошадки на рождественской елке красивы, но для еды никак не пригодны! Столь же мало пригодны для употребления контролируемые властью организации, которые по своей сути и задачам должны быть от государства не зависимы.

Новости и материалы
Европе предрекли новый газовый кризис
Песков рассказал об отсутствии свободы слова на Западе
Усадьбу экс-солиста «На-На» Левкина оценили в миллионы рублей
«Зениту» прикрепили эмблему «Спартака» в телетрансляции
ВСУ выпустили по Белгородской области за сутки более 70 боеприпасов
В Госдуме заявили, что Байден хочет напоследок создать побольше проблем
Сосо Павлиашвили отказался выпивать с диаспорами на корпоративах
Поставки китайских груш и яблок в Россию превысили $6 млн
Россиянам стали реже звонить мошенники после массированного удара по Украине
Вратарь «ПСЖ» Сафонов заявил, что не боится конкуренции с чемпионом Европы
«Мисс Россия — 2022» о борьбе с булимией: «Закончила историю за несколько месяцев»
Бездомный ограбил ювелирный магазин в Анапе на 360 тыс. рублей
Банки Турции перестали обслуживать карты Газпромбанка системы UnionPay
Правительство РФ утвердило план по повышению качества математического образования
Мировые цены на кофе обновили максимум за 13 лет
В ГД оценили предостережение Меркель Украине от самоличного решения по переговорам
В Крыму заявили, что полуостров навсегда потерян для Украины
Движение по Крымскому мосту временно перекрыто
Все новости