Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Торжество исполкома

Муниципальную реформу сделали декоративной, и сильнее всех пострадали те, кто поверил, что она настоящая.

В СССР исполнительная власть находилась вне сферы прямого волеизъявления граждан. То есть, конечно, выборы, скажем, советских депутатов всех уровней были пустой формальностью (выбирали «одного из одного»). Но зато избрать на прямых выборах главу города, района или области советский человек не мог в принципе. Партия и правительство просто не могли доверить советскому человеку столь опасную игрушку.

Казалось бы, странно: к чему большевикам, стремившимся соблюсти «демократический политес», столь явно игнорировать общепринятые во всем цивилизованном мире нормы, согласно которым главы органов исполнительной власти также должны в большинстве случаев избираться населением? Если уж выборы при Советах — пустая формальность, почему было не допустить «избрание» тех же председателей исполкомов?

Советская власть на это не шла, и не шла твердо: много было всяческих экспериментов в области управления, были и министерства, и совнархозы, и сельские обкомы, и городские обкомы… А вот прямых выборов глав исполнительной власти не было никогда за все 70 лет, вплоть до объявления Верховным Советом РСФСР прямых выборов Президента (которым стал в 1991 году Ельцин).

Видимо, разгадка в том, что большевики всегда очень хорошо понимали: исполнительная власть — это самая реальная власть. И потому нельзя делать председателя исполкома публичной фигурой — слишком велик риск, что он станет неподконтрольным.

И еще хорошо понимали большевики, что правящей партии не выгодно, если в стране есть избранные напрямую главы исполкомов. Пусть даже все они будут членами партии — неважно!

Независимые главы исполкомов самим своим существованием подрывают власть партии, ибо партия лишается возможности напрямую проводить свои решения в жизнь, то есть ИСПОЛНЯТЬ их.

Нынешней правящей партии точно так же не нужны независимые главы. При этом вовсе не стоит думать, что под правящей партией мы разумеем «Единую Россию». В России правящая партия — та, которая в Кремле. Вот и сводит она нашу жизнь понемногу к привычному ей советскому «образцу». В политической сфере депутатские выборы пока сохраняются, зато выбрать главу исполнительной власти в области, как и при «совке», уже не удастся. Нет таких выборов.

Зато сохранились муниципальные выборы, на которых пока еще избираются также и главы местного самоуправления. Говорят, что и их бы давно — еще год назад — отменили, перейдя к назначению со стороны так же назначаемых губернаторов. Но мешает Совет Европы, который решительно против того, чтобы систему местного самоуправления «встроили» в вертикаль власти.

<1>Местное самоуправление — понятие чрезвычайно широкое. Это может быть поселок городского типа на 800 душ, а может быть город с населением в 300 тысяч человек. Но и там и там надо формировать местные органы власти — интересное поприще для очень многих людей, которых привлекает именно государственное управление, а не коммерция или вообще бизнес в широком смысле слова.

Вообще-то, в Европе муниципальный уровень — это как обязательная преддипломная практика для любого амбициозного политика.

В той же Франции, к примеру, политик не может претендовать ни на какой значимый пост на федеральном уровне, если он не «поварился» в котле муниципий. Его просто не изберут.

Однако в России этот путь в политику попросту превратили в ловушку, причем как для самих политиков, так и для избирателей. Сначала был принят закон о местном самоуправлении, объявлены и проведены выборы в местные органы власти… А затем вступление закона об МСУ в силу было отложено. Пока на три года.

Это означает, что уже избранные муниципальные органы власти «повисли в воздухе». У них не будет ни денег, ни полномочий. Они просто не смогут решить ни одной проблемы из тех, что уже пообещали решить своим избирателям.

И значит, само понятие «политик муниципального уровня» будет в России дискредитировано. Возможны провалы в организации быта как крупных, так и мелких поселений, которые можно будет «свалить» на избранных глав муниципальных образований. На помощь бедным муниципиям будут вынуждены прийти назначаемые главы субъектов федерации. «Вы видите — они не справляются!» — смогут они заявить с полным основанием. То же самое повторит и федеральный центр. И тогда, вздохнув, все ж ПРИДЕТСЯ перейти к системе назначений всех глав исполнительной власти. Сверху донизу.

Новости и материалы
Ученые назвали тип сна, улучшающий работу мозга
Сенатор США заявил о возможном соглашении с Украиной могут о полезных ископаемых
У посольства Израиля в столице Иордании произошла стрельба
Bloomberg раскрыл план Байдена по Украине до прихода Трампа
Ученые нашли пещерный «цех» неандертальцев по производству клея
Россиянам назвали три главных признака токсичной работы
Во Франции раскритиковали американского сенатора за слова о санкциях против союзников
В украинском городе Ромны произошли взрывы
В МИД заявили о намерениях России внедрять систему «Мир» в странах Азии
Появилось видео драки женщины с военкомом в украинском Костополе
В Госдуме заявили, что ракеты JASSM не изменят положение ВСУ
Бедным странам будут выделять $300 млрд в год на борьбу с потеплением
Немецкий политик заявил, что Германия находится под оккупацией США
В Букингемском дворце прекратят государственные визиты
Российские генетики утроили эффективность лечения одного из типов рака
В Сумах на Украине произошли взрывы
Синоптик пообещал москвичам минусовые ночи до начала декабря
Земные микробы успешно прижились на грунте с астероида Рюгу вопреки усилиям ученых
Все новости