Во вторник президент России по традиции пообщается с россиянами в прямом эфире главных телеканалов. Как с энтузиазмом сообщают те, кто готовит общение, уже поступили тысячи вопросов. На все, конечно, глава государства ответить не сможет. Даже несмотря на то, что с каждым разом президент общается с народом все дольше и дольше.
Ажиотаж вокруг предстоящей встречи Владимира Путина с электоратом легко объясним: а к кому еще прикажете идти на поклон, если местного самоуправления в мало-мальски дееспособном виде нет, а следующий уровень власти — губернатор — теперь фактически назначается все тем же президентом?! Есть и третья, хотя и не столь очевидная причина, по которой в сознании многих ни к кому иному обращаться смысла нет. Чтобы понять ее достаточно, включить любые федеральные новости в субботу днем. Каждую неделю доверчивому телезрителю сообщают: глава государства провел совещание с членами Совета безопасности России. С силовиками — главами МВД, Минобороны, ФСБ, а также с главой своей администрации и секретарем Совбеза, как регулярно сообщает пресс-секретарь главы государства, «обсуждались вопросы внутренней и внешней политики». Иных подробностей не сообщается. А чтобы у телевизионщиков и искушения такого не было, «картинка» заседания распространяется Кремлем без звука. В итоге (с перечислением всех присутствующих) — секунд 30 прямого эфира ни о чем. Только ради того, чтобы показать президента. Однако на сегодняшнем телевидении — как в армии, жесткий приказ: любая активность главы государства должна быть отражена в лучшем виде. И это касается не только официозных первых двух каналов, который порой соревнуются, кто полнее расскажет и покажет деятельность Владимира Путина, но даже и НТВ. Получается, что только один политик у нас постоянно работает — и вы его знаете.
В конце апреля, когда президент Путин обнародовал последнее послание Федеральному собранию, случился весьма показательный казус. В восемь вечера «Вести» (РТР) посвятили рассказу о послании примерно 20 минут. А через час программа «Время» (Первый канал) умудрилась рассказать о том же самом за 25 минут. НТВ, к счастью, до такого пока не додумалось (иначе пришлось бы говорить полчаса), однако все к тому идет...
На одном из платных каналов сейчас «крутят» программу «Время» образца конца 80-х годов. Эффект поразительный. Как ни парадоксально, смотрятся те новости гораздо интереснее, чем нынешние.
Может быть, потому что подзабылись старые шаблоны. Первая новость 20 лет назад — «В Политбюро ЦК КПСС». Дальше — в Совете министров СССР, а потом — «вести с полей». Сегодня то же самое, только после какой-нибудь катастрофы (желательно, чтобы «у них»). При этом недопустимо, чтобы премьер показался в эфире раньше президента. А о последнем чем дальше, тем чаще нам рассказывают как о покойнике. В смысле, или хорошо или... очень хорошо.
Если кто забыл, у оппозиционеров 90-х был такой лозунг «Банду Ельцина под суд!». И едва ли хоть один телевизионный сюжет о демонстрации коммунистов и иже с ними обходился без этой речевки. И сегодня (по старой памяти) оппозиция кричит. Всего пару недель назад «банду Путина» требовали отправить «под суд» молодые левые, собравшиеся под дождем в Москве. Но... Времена «разгула демократии» прошли. И о смелом лозунге не узнал никто. Иного и быть не может, если в последние годы телевизионным начальникам, ответственным за новости, регулярно «прочищают информационные каналы» чиновники со Старой площади. Вспомнить хотя бы историю с монетизацией льгот. Далеко не самому популярному телеканалу ТВЦ несколько месяцев пеняли за то, что он показывал протесты пенсионеров. И грозили «потерять лицензию на вещание». Власть сегодня панически боится людей, вышедших на улицы. Показательный случай произошел 16 сентября. Некоторые СМИ утром успели рассказать о том, как 500 новосибирских крестьян, протестуя против роста цен на бензин, перекрыли федеральную трассу «Байкал». Уже в середине дня сообщения об акции исчезли. После «просьбы» из администрации президента. А в прайм-тайм об этом и не вспомнили, будто ничего и не было.
Современное телевидение, а в существенной части и газеты, — это наглядная иллюстрация к старому стишку: «Сосед по дому Галилея// Был Галилея не глупее.// Он знал, что вертится Земля,// Но у него была семья».
Терять место и зарплату во имя борьбы за свободу слова сегодня никто не готов.
<1>Один из сотрудников государственного телеканала рассказывал, что последний раз за показ акции протеста его благодарили три года назад. В преддверии переписи населения он рассказал о жителях острова Русский, забытых властями, брошенных без продуктов и света на произвол судьбы. У этих людей осталась последняя возможность достучаться до власти — бойкотировать перепись. Узнав об этом, чиновники администрации президента якобы обещали разобраться. С тех пор журналиста трижды чуть не уволили — за рассказы об аналогичных ситуациях в других регионах.
Что ж, кто-то вспомнит, что 20 лет назад, перед тем как опубликовать нечто «острое», даже Егор Яковлев и Виталий Коротич ходили получать «добро» в ЦК. Коллеги по цеху злились: почему всем нельзя, а этим можно? Беда в том, что сегодня тех, кому можно, не осталось. А степень свободы журналиста определяется тем, какой уровень власти он может позволить себе критиковать.
Либералам позволяют подтрунивать над правительством, государственникам — над отдельными губернаторами.
Понятно, что в этой ситуации у доверчивого телезрителя нет выбора, куда идти со своими проблемами. И завтра наверняка некоторые из них будут решены. Кому-то повезет, как тому офицеру с российской погранзаставы в Таджикистане, который благодаря Владимир Путину получил российское гражданство. В бедах прочих президент пообещает разобраться. Помните, пару лет назад главе дозвонился мальчик из далекого Усть-Кута и сообщил, что его город каждую зиму замерзает... Тепла в Усть-Куте не было и в минувшую зиму... Но телезритель об этом не узнает. Для его же спокойствия.