Арест в Киргизии экс-премьера Николая Танаева создает важный прецедент и для России. До сих пор ни один бывший или действующий премьер-министр государств СНГ не был арестован на территории своей страны.
Однако недавно в России фигурантом уголовного дела стал ее собственный экс-премьер— Михаил Касьянов. Причем, в отличие от Николая Танаева, трудившегося премьер-министром при бывшем президенте Аскаре Акаеве, Касьянов работал на действующую российскую власть.
Если бы Россия была полноценно демократической страной с устоявшимися законными и публичными процедурами передачи власти, вопросов бы не возникало. Когда у правосудия есть претензии к любому бывшему госчиновнику, не имеющему неприкосновенности, он должен отвечать по закону. Скажем, во Франции против бывших премьеров неоднократно возбуждали уголовные дела. Но Францию от сегодняшней России принципиально отличает наличие прозрачной и понятной населению политической системы. Там никому не придет в голову даже обсуждать вопрос оставления действующего президента у власти сверх установленного Конституцией срока, как это делают в России уже даже руководители некоторых регионов. И преемника там выбирает не группа чиновников из ближнего круга действующего главы государства.
В России, где президент не только не является членом конкретной партии, но и полуофициально считается «отцом нации», где так и не реализована идея партийного правительства, премьер фактически является президентским назначенцем. То есть Касьянов— премьер, которого назначил Путин.
Следовательно, за все действия главы правительства, помимо самого премьера, отвечает тот, кто его на этот пост назначил.
И само уголовное дело против Касьянова появилось вовсе не после отставки, а сразу же после того как экс-премьер заявил о своих политических амбициях и оппозиционности президентскому курсу, и это совпадение сразу вызывает сомнения в чисто юридическом характере претензий к экс-премьеру, даже если ничего не знать о подробностях «дела ЮКОСа».
Интересно и еще одно обстоятельство: если, как обещает специализированный депутат Хинштейн, начнут расследовать не только приватизацию дачи, случившуюся уже после касьяновской отставки, но и какие-то якобы незаконные сделки, связанные с корпорацией «МиГ», которые визировал еще действующий премьер Касьянов, это будет уже прямое расследование деятельности части путинской команды.
В основном же результате — если оставить конкретные персоналии — уголовное преследование экс-премьера начинает выглядеть как акт политической мести.
<1>Но политическая месть не имеет ничего общего с законностью и, в случае с той же Киргизией и Украиной, где фигурантами уголовных дел моментально оказалась целая вереница госчиновников, или Россией, создает опаснейший прецедент — сведения счетов новой власти со старой в куда более широком контексте, нежели простой передел собственности. Точно такое же сведение счетов в условиях закулисных выборов будущего президента, а именно таковыми они являются в сегодняшней России, возможно и внутри действующей власти.
То есть «цветная революция» вовсе не является обязательным условием для чистки элит с переделом власти и собственности. В российской и особенно советской истории такой передел с печальными последствиями для высших должностных лиц прекрасно обходился без смены первого лица в государстве.
Именно поэтому принципиально важно, чтобы политические мотивы в поступках действующей власти не переходили определенных границ, и пока, во всяком случае в отношении высших должностных лиц, таковые границы соблюдаются.
Потому и приобретает такую важность развитие событий вокруг бывшего премьера, что в худшем своем варианте они могут реанимировать законченную еще при Хрущеве практику смены элит путем репрессий. И дело, повторимся, не в персоналиях, а в крайне неприятном прецеденте, после которого легальная и законная смена элит станет на долгое время практически невозможной, поскольку, представляя вероятные последствия своего ухода в этих условиях, уходящая команда для своего сохранения — во всех смыслах — бог весть до каких шагов может дойти.