Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Отлаженная система фальсификаций

Реализация ЕГЭ оказалась выгодна и удобна всем, кроме вузов, ради которых он задумывался.

Напомним, что изначально ЕГЭ позиционировали как средство объективной оценки знаний. Учителя, дескать часто ставят оценки, руководствуясь симпатиями (что правда), а независимое тестирование даст истинную картину: кто, что и как выучил. Впрочем, за этой идеей стояло отнюдь не стремление покончить с очковтирательством. Филипповское министерство образования планировало финансировать высшее образование с помощью ГИФО — государственных именных финансовых обязательств. А их — выдавать по результатам ЕГЭ. Соответственно, Единый экзамен действительно должен был реально оценивать подготовку выпускников. Иначе ректоры вузов, к которым приходили бы абитуриенты с сертификатами ГИФО, никогда в эту систему не поверили. Соответственно, все, что говорилось в Министерстве о надежности системы ЕГЭ, говорилось в расчете на ректоров.

Первый скандал, поставивший под сомнение результаты Единого экзамена, потушили достаточно оперативно. В 2003 году в интернете появились сотни сайтов с названиями вроде ege-2003.narod.ru, где по смешным ценам предлагалось купить «настоящие» тесты ЕГЭ за 2–3 месяца до экзамена. Министерские специалисты по защите информации весьма убедительно разоблачили мошенников. Тогда же инспекторы зафиксировали первые нарушения в пунктах приема экзамена: кто-то скрывался с учебником в туалете, кто-то звонил другу… Министерство старательно делало вид (и подталкивало других думать так же), что фальсификация результатов ЕГЭ выгодна только выпускникам-абитуриентам.

Конечно же, на самом деле это не так. Напомним, что изначально ЕГЭ задумывался как гарантия для вузов, что к ним придут действительно способные выпускники. Школьная система должна была выполнять свою работу, то есть учить и представлять учеников для независимой оценки.

Но механизм ЕГЭ так удачно совпал с бытующими в среднем образовании методами управления и показался управленцам столь удобным инструментом, что первоначальная идея ЕГЭ исказилась до неузнаваемости.

У среднего образования есть одна глобальная проблема: просчитать эффективность финансовых вложений в школу практически невозможно. И тут как палочка-выручалочка подворачивается ЕГЭ — своеобразный образовательный аудит. Независимая система аттестации, которую проводят федералы. А результаты — показатели обученности — доступны и региональным управленцам! Естественно, такой инструмент сразу будет взят на вооружение.

Его и взяли. Министерство тоже приложило к этому руку, объявив борьбу за качество образования. Сначала тем, чьи ученики показали плохие результаты на ЕГЭ, доставались выговоры, выбившиеся в передовики производства отличников награждались грамотами. Потом стали увольнять учителей, у которых процент двоек на ЕГЭ превышал некоторую установленную норму. А в нынешнем году губернатор Тюменской области Сергей Собянин предложил увольнять уже директоров школ, где плохо сдали ЕГЭ, и глав муниципалитетов, которые являются учредителями школ и наняли на работу таких директоров. Некоторые чиновники в ранге руководителей региональных органов управления образованием предложили впрямую завязать на результаты ЕГЭ финансирование школ. А в некоторых регионах — Тюменской, Белгородской областях — учителям за хорошие показатели на ЕГЭ доплачивают премиальные.

Понятно, что в такой ситуации появляется соблазн немного «похимичить» с процедурой ЕГЭ, что вполне возможно, поскольку проводит ее Федеральный центр тестирования, но персонал набирается непосредственно на месте. На месте же проходит и процедура… Конечно, есть общественные наблюдатели, но согласно положению о ЕГЭ они не могут находиться в помещениях, где происходит экзамен. Есть и инспекторы из центра, но в нынешнем году Рособрнадзор заранее официальным письмом известил региональные власти, куда и когда «нагрянет» инспекция. В такой ситуации руки у организаторов ЕГЭ на местах развязаны.

После окончания ЕГЭ данные стекаются в региональные центры обработки информации (РЦОИ), откуда уходят в Москву в Федеральный центр тестирования, который их сводит воедино, переводит тестовые баллы в привычные тройки, четверки и пятерки и возвращает на места сертификаты с оценками. Компьютеры ФЦТ работают с массивами информации, стекающейся со всей страны.

И статистическая обработка данных позволяет выявить возможные фальсификации. Что и произошло в нынешнем году. В невероятных масштабах.

Объяснение этому может быть только одно — в завышении баллов ЕГЭ заинтересованы не только директора школ и начальники роно, но и региональные начальники. Заметим, что процедура ЕГЭ, задуманная как федеральная, вот уже несколько лет фактически проводится за деньги регионов. Экзамен проходит летом, а федеральные средства приходят в конце финансового года и не в полном объеме. Естественно, такое положение вещей на местах воспринимается как карт-бланш на манипуляции. К тому же борьбой за качество образования Министерство спровоцировало глобальное соревнование в масштабах страны, и каждый регион хочет выглядеть не хуже дальних и ближних соседей.

Вот его первые результаты: в 2005 году на ЕГЭ резко увеличилось число отличников. Причем повышение планки дало не общее повышение уровня знаний по стране, а результаты отдельных регионов.

Разберемся в ситуации на примере Башкирии. В этой республике самый высокий в России средний балл по сумме предметов, которые сдавались на ЕГЭ. Еще Башкирия занимает второе место в общероссийском зачете по числу отличников (на первом месте Воронежская область). И семьдесят третье место (четвертое с конца) по числу двоечников.

Возьмем результаты по конкретному предмету: в Башкирии на ЕГЭ по математике оказался 31% отличников (в среднем по стране знают математику на пять 6,9% выпускников). В отдельных районах республики результаты еще более впечатляющие: например, в в Кушнаренковском районе отличников по математике вообще оказалось 85,7%, в Балтачайском — 85,1%, в Татышлинском — 72%. И это при том, что даже в столице региона Уфе пятерки получили скромные на фоне достижений сельских районов 33% школьников. Схожая картина в Башкирии и по другим предметам.

Конечно, все это можно объяснить как результат работы замечательных учителей, настоящих кудесников логарифма и мастеров производной. Но таких педагогов не может быть много, даже если свезти их в один район со всей России — на всех не хватит. Отличные результаты их учеников поднимут средний балл по району на два-три пункта, но уж никак не на десять-двадцать.

У экспертов есть другое объяснение аномально высоких результатов. Тесты ЕГЭ состоят из трех частей. А, В и С. А — простые задания, В — сложные, С — задачи олимпиадного уровня. Правильный ответ на вопрос А оценивается в один балл, В — в два или три, С — четыре и выше. Нормальной картиной считается, когда ученик решает части А и В, пару заданий из С и набирает достаточное число баллов для пятерки.

Так вот: Башкирия занимает первое место среди регионов, где баллы за часть С выше, чем за А и В. То есть дети не справились с простыми заданиями, зато успешно решили задачи олимпиадного уровня и получили свои «отлично». Это, скорее всего, означает, что часть С за них решал кто-то другой.

Вероятно, организаторы рассуждали так: с простыми задачами справятся сами, а со сложными — поможем. Но ученики не справились даже с простыми, и получились такие удивительные результаты.

<1>Причем в этой схеме прослеживается чудная закономерность. Например, республика Марий-Эл — на пятом месте в общероссийском рейтинге по среднему баллу, на пятом — по числу отличников... И по числу тех, за кого, возможно, решали часть С, тоже пятая...

Впрочем, есть регионы, где с частью С все в порядке, но средний балл все равно аномально высок. Для них эксперты предложили другой вариант развития событий. Каждый год регионы заказывают тесты для июньской волны ЕГЭ. В этом году было заказано свыше двух миллионов тестов, официально использовано — 1 600 000. Куда делось еще полмиллиона тестов, упакованных в индивидуальные пакеты, которые в Министерстве со значением называют «секьюрпаки»? Они приходят в регионы за десять дней до экзамена. За это время можно составить тесты-аналоги, включающие весь спектр возможных заданий (поэтому секьюрпаков нужно много) и дать их школьникам как «срезовую работу по новой методике» или что-нибудь в том же духе. А на официальном экзамене ученики получат задания, подозрительно напоминающие те, что они уже решали…

В итоге система ЕГЭ оказалась выгодна и удобна всем. Кроме вузов, ради которых она задумывалась. Потому что ректоры вряд ли поверят в такое количество новоиспеченных отличников. А то что выпекали их с нарушениями технологии, был вынужден признать даже министр Фурсенко.

— К сожалению, в ряде регионов результаты ЕГЭ ставят под сомнение его объективность, — заявил он недавно. — Возникает страх, не будет ли соблазна у отдельных регионов приспособить систему оценки качества образования так, чтобы достичь хороших результатов по ЕГЭ не за счет повышения качества подготовки учеников, а за счет каких-то технологических шагов…

Министр лукавил. Систему уже давно приспособили.

Новости и материалы
Основатель Megaupload и Mega Дотком перенес инсульт
Появились подробности о приземлении разбившегося самолета в Литве
Правнучку Хрущева проверят на шпионаж
Контроллер спас пассажира, которому стало плохо
Иностранец вынес из квартиры, где делал ремонт, украшения, бутылку виски и тонометр
В Красноярском крае девушка погибла в загоне для свиней
Российским водителям посоветовали греться от костров
Малышева сообщила о госпитализации матери
В США считают, что Трампу будет сложно закончить конфликт на Украине
Жители российского региона приняли странные огни в небе за «Орешник»
Вероятный кандидат на пост посла в США покинул Госдуму
Певец Иракли завел роман с дизайнером
Над Белгородской областью сбили беспилотник
Рак желчного пузыря все чаще поражает молодых, выяснили ученые
На видео попало, как вагоновожатый усмирил буйного пассажира тремя хуками
Сати Казанова рассказала, как восстанавливается после родов с помощью старинного метода
Расходы на БАМ решили снизить в пять раз
Замглавы НИИ МГТУ имени Баумана приговорили к 8,5 года колонии
Все новости