Кто собрался в Шотландии? Неужели лидеры восьми наиболее мощных держав современного мира? Вряд ли. Канада сегодня ни экономически, ни политически не более влиятельна, чем Индия, а Франция - чем Китай. Скорее, встретившихся там можно определить как клуб руководителей ведущих индустриальных демократий Запада и России - страны не-западной, не-индустриальной и не-демократической.
На каком основании Россия является членом «восьмерки»? Ни на каком. Даже больше: вопреки всем правилам.
«Семерка» состоит из государств, экономически развитых и демократически зрелых. Россия, увы, не относится пока ни к тем, ни к другим. Возьмем экономику. ВВП на душу населения в «семерке» варьирует от 26,4 тыс. долларов в Италии до 35,7 тыс. долларов в США. В России этот показатель в 3,5 раза меньше - 8,2 тыс. долл. Доля высокотехнологичного сектора в экономике стран «семерки» составляет от 54% до 69%. В России - не более 18%. На сырьевые товары в США приходится менее 1% экспорта; в большинстве европейских стран их вообще не учитывают в торговой статистике. В России нефть, газ и металлы приносят 70% экспортных доходов. Интегральный показатель экономического развития - продолжительность жизни - в странах «семерки» колеблется в интервале от 77 лет в США до 81,5 года в Японии, тогда как в России едва достигает 66,5 года. Вывод вроде бы очевиден.
Обратимся к политике. В «семерке» регулярно проводятся демократические выборы. В России выборы по западным стандартам - со всеми их плюсами и минусами - проводились, пожалуй, лишь однажды - в 1996 году. Во всех странах существует независимая судебная система, которой в России не было и нет. Конституции не менялись по 4 и более десятилетия. В России не проходит и месяца без изменений в важнейших федеральных законах. В каждом из семи государств армия находится под контролем гражданских политиков и не может использоваться в пределах собственной страны. В России из-под пиджака каждого второго высокопоставленного бюрократа проглядывают погоны, а военная риторика за последние годы стала привычна каждому. И в этом случае непохожесть всей «семерки» и России понятна любому.
<1>По всем параметрам России не место в «семерке». Однако, будучи впущенной в этот круг, она не собирается выходить из него. Пусть даже для кремлевских руководителей этот факт служит не более чем подтверждением их «элитарности», как для «нового русского» - шикарный «Мерседес» или особняк на Рублевке. Но больший абсурд, чем предстоящее председательство России в этом престижном клубе, трудно даже вообразить.
Какую повестку дня может предложить Россия? Говорят, проблемы «энергетической безопасности». Что же способно спровоцировать опасность? Лишь ее собственное поведение на международной арене. А как сами россияне смотрят на возможные темы предполагаемого петербургского саммита? Более половины считают, что главным должен стать вопрос безопасности и терроризма. Но безопасность России, по мнению Кремля, подрывается ее зарубежными недругами. То есть россияне хотят обсуждать свою безопасность, которой угрожают чуть ли не «личные друзья» ее президента, а президент, по сути, предлагает обсудить безопасность собственной страны для остального мира. Все это выглядит на редкость маразматично.
Зачем Запад «задабривает» страну, которая чужда ему даже не столько по сознанию ее народа, сколько по принципам ее политического класса?
Зачем дает беспринципной власти повод выглядеть демократией? Зачем величает отсталую сырьевую экономику индустриальной? Есть много вариантов ухода от ответа на этот вопрос, но нет, увы, самого ответа. Видимо, «умиротворение» в крови у многих западных политиков.
«Вы еще Мюнхен вспомните!» - могут ответить на это. Мюнхен здесь и впрямь ни при чем. Тогда ситуация действительно была похожа на общение волка с козлятами. «Волк» был силен, а намерения его понятны. «Козлята» - слабы и не организованны. Сегодня Россия походит не на Германию 30-х годов, а скорее на современный Пакистан. Не диктатура, но автократия. При этом верный союзник США по «войне с террором». Нестабильное государство, обладающее ядерным оружием. Страна, отношения Запада с которой определяются только личностью ее руководителя. Не волка - скорее волчонка. Но такого, рядом с которым остальные семеро выглядят взрослыми, статными козлами.
Автор — главный редактор журнала «Свободная мысль-XXI»