Устойчивость российской власти во многом зависит от ее способности убедить население в своей полезности. Чем больше у нее доводов в свою пользу, тем меньше усилий необходимо тратить на то, чтобы держать потенциальных оппонентов на почтительном удалении от рычагов управления. Если, с точки зрения граждан, власть более или менее адекватна моменту, то смысла в ее замене никакого. Потому что… причины найти можно всегда.
Когда не хватает аргументов, имеющих непосредственное отношение к действительности, в ход идут доводы ну если не фантастические, то надуманные. Можно, например, поднять тему внешней угрозы, перед лицом которой должны сплотиться власть и общество. Недурны и указания на опасность надвигающегося катаклизма. В 2000 году предшественники «Единой России» страшно беспокоились о «проблеме 2003 года», когда волна техногенных катастроф должна была накрыть собой страну. Ничего такого в 2003 году не произошло, а беспокоиться об этом будущие «единороссы» перестали еще раньше, поскольку нашлись иные пропагандистские доводы в пользу несменяемости власти.
Технология обозначения угрозы хороша всем, кроме того, что ею нельзя пользоваться постоянно. Рано или поздно, но предрекающему напасти перестают верить.
Поэтому нужны и другие подходы. Пропаганда становится тоньше, пропаганда становится изящнее. Технология ее работы давно уже описана. «Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, — ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле они стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное». Эти пророческие слова произнес брандмайор Битти, один из героев романа «451 по Фаренгейту». Самому герою не повезло, но дело его, судя по всему, живет.
Это неправда, что сегодня российскому обществу не хватает информации о том, что происходит в стране и мире. Напротив, ее-то как раз сколько угодно. Можно сказать, даже с избытком. Стоит только включить телевизор, являющийся для основной массы населения страны главным источником знаний.
Один из телеканалов с видимым удовольствием представляет сюжет о трудностях, с которыми сталкивается американская армия при наборе рекрутов. Причина проста — никто не хочет в Ирак. Рассказали об этом, и уж теперь совсем без проблем можно потолковать о том, что далеко не все российские призывники рвутся в военкоматы, в том числе и из-за опасности отправиться в Чечню. Ну что ж, все сверхдержавы испытывают схожие проблемы.
Что, разве нет столкновения мнений в почти прямом эфире? Есть, да еще какие. А то, что темы, как правило, гламурные да набор оппонентов стандартный, так это требование публики и представляющих ее мнение социологических замеров.
Телевидение не только знакомит потребителя с происходящими событиями, но и охотно просвещает его. Например, по исторической части. В последние два года в России бум соответствующих сериалов и документальных фильмов. Те, кто посмотрел хотя бы часть, могут составить себе представление об истории России. То, что оно будет неполным и то, что авторы фильмов и сериалов либо сознательно, либо вынужденно, в силу выбранного жанра, слегка передергивают факты, уже не так важно.
Не нужно лишать потребителя выбора, нужно только немного подтолкнуть его к тому, чтобы он выбрал максимально комфортное направление.
<1>Зачем откровенно обманывать людей, когда можно сыграть на их нормальной и естественной тяге к «позитиву». Общество устало от плохих новостей и скверных прогнозов, его утомила эпоха перемен. Простому гражданину хочется покоя и стабильности. Этот запрос по своей силе сопоставим с перестроечной потребностью на разоблачительную информацию. Выстроенная пропагандистская машина с видимым удовольствием удовлетворяет эту потребность. И каждый новый факт «позитива» становится аргументом в пользу стабильности и неизменности власти.
Единственной проблемой может стать решительное несоответствие рисуемой и реальной картин. Впрочем, при нынешних ценах на нефть довольно солидный запас прочности у властей еще есть.