Неоспоримым свидетельством тому - широко распространившийся взгляд на происходящие события с точки зрения предвыборной логики. Происходит массированная информационная атака на министра обороны Сергея Иванова - значит, выбивают реального претендента на роль преемника Владимира Путина. Сместили Геннадия Фадеева и назначили Владимира Якунина - выдвигают нового кандидата в преемники. Бурные события происходят на спавшем до того медиа-рынке - подтягиваются ресурсы для борьбы.
Не отстает от старших товарищей и задорная политическая молодежь. Объединение «Оборона», объявив, по мере сил громогласно, о том, что до конца срока президентских полномочий Владимира Путина осталось 1000 дней, также внесла свою лепту во всеобщую предвыборную лихорадку. Меж тем 1000 дней это чуть меньше, чем три года. И на календаре все-таки 2005, а не 2007 год. Можно было бы порадоваться за то, что у нас наконец начали готовить сани летом. Однако, по большому счету, заблаговременные приготовления к большой игре бессмысленны, пока не выявлена главная тема предвыборной кампании.
Именно вокруг нее и закручивается основная интрига, именно отношение к ней является определяющим для показанных участниками результатов.
В 1999 году это была вторая чеченская кампания, начавшаяся за несколько месяцев до парламентских выборов. Те, кто бы готов к этому повороту или смог вовремя спозиционироваться - выиграли, те, кто пытался играть на других, оказавшимися менее актуальными, темах - проиграли.
<1>Главной темой кампании 2003 года стала война государства против олигархов. Тут все вышло совсем по-другому: выиграли политические силы, попавшие в мейнстрим.
Нынешняя всеобщая готовность свалиться в предвыборную кампанию более чем за два года до срока связана с тем, что главная тема выборов 2007-2008 выглядит сегодня уже вполне определенной. Это вопрос о том, каким государством предстоит стать Россия первой четверти XXI века. Должна быть страна унитарной или все-таки следует вернуться на нелегкий путь строительства федеративного государства? Станет ли Россия зоной победившего государственного капитализма или все-таки влияние бюрократии на хозяйственную жизнь будет ограничено? Сохраняются ли претензии страны на первую роль в постсоветском пространстве или ей стоит сосредоточиться на своих проблемах?
Можно ожидать того, что избирательный цикл 2007-2008 будет на пару порядков более идеологическим, нежели предыдущие кампании.
Это придаст борьбе дополнительную остроту, поскольку в этом раскладе проигрыш становится не политической неприятностью, а историческим поражением. Возможности для реванша уже не будет, продолжение движения в любую из сторон к следующему избирательному циклу сделают подобный выбор неактуальным. Решаться будут совсем другие вопросы и, соответственно, ставить их будут совсем другие люди. Ясность с главной темой избирательного цикла может стимулировать желание приблизить непосредственно избирательную кампанию. В конце концов, если цель очевидна и приз известен, то к чему откладывать игру, растрачивая силы на бесконечных тренировках.
Тем более что сохранение нормального графика чревато появлением совсем новой главной темой, к которой нынешние фавориты кампании могут оказаться совсем не готовыми. Как это обычно и случается с фаворитами.