Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Какая Европа нужна России?

Квазифедеративное государство сводит к минимуму возможность присоединения к нему России, но вхождение в объединенную, но гибкую Европу с умеренным наднациональным компонентом исключать не стоит.

Накануне сегодняшнего саммита Евросоюза общеевропейской конституции был нанесен последний символический удар. Президент Германии Хорст Келер, представляющий пока еще оппозиционный правый альянс, отказался подписывать текст конституционного договора, ратифицированный в прошлом месяце обеими палатами парламента. Поводом стал запрос в Конституционный суд Германии депутата от баварского ХСС. Он усомнился в том, что европейский документ соответствует законодательству ФРГ, а заодно потребовал вынести его на общенациональный референдум. Таким образом, к историческому обсуждению судьбы интеграции Евросоюз подошел с сокрушительными результатами: главный документ не принят в трех ключевых странах-основателях (Франция, Голландия и Германия), об отказе от него объявила и Великобритания. Как и предполагали, столь масштабный сбой в заранее расписанном движении стимулировал другие, не связанные с конституцией противоречия внутри ЕС: англо-французский спор по поводу сельскохозяйственных субсидий превратился в клинч, а без его разрешения не принять бюджет на 2007–2013 годы.

В России катаклизмы внутри ЕС вызывают разную реакцию — от злорадства по поводу двинувшихся по пути СССР и «подавившихся восточными трофеями» европейских экспансионистов до сетований относительно того, что Европа в очередной раз не смогла стать мощным полюсом многополярного мира. Так как же нам относиться к тому, что сегодня происходит в Европе?

Начать следует с того, что, с точки зрения практического взаимодействия, в отношениях Россия — Европейский Союз ничего не изменилось. Все базовые документы — как Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, так и «дорожные карты» по четырем общим пространствам, принятые в прошлом месяце, — продолжают действовать. Главный партнер по переговорам, Европейская комиссия, свои подходы к России не изменит. Во-первых, очень сильна бюрократическая инерция, а во-вторых, никаких оснований их менять нет.

Механизм работает пусть и не идеально, но, с точки зрения европейцев, достаточно эффективно и вполне соответствует пониманию ЕС уровня развития России.

Пересмотр политики, конечно, возможен, поскольку в Европе существуют весьма разнообразные взгляды на сегодняшнюю Россию и ее перспективы. Процесс это, однако, в силу специфики организации весьма непростой и многоступенчатый, требующий участия как стран-членов, так и наднациональных органов. В обозримом будущем Россия едва ли окажется в числе европейских приоритетов, соответственно, и бюрократический процесс выработки новой стратегии отношений затормозится.

Перед Москвой это, в принципе, открывает благоприятную возможность для формулирования собственной долгосрочной стратегии. До сих пор повестка дня, по сути, определялась Брюсселем. Во-первых, потому что в Евросоюзе, как правило, гораздо лучше, чем в России, формулируют как цели взаимодействия, так и его концептуальные рамки. Проще говоря: лучше знают, чего хотят. Во-вторых, управленческий аппарат ЕС способен, в отличие от российских чиновников, быстро и качественно подготовить рабочий проект документа, который потом и становится основой для всей дальнейшей дискуссии. То есть отправной точкой является именно европейская позиция. Наконец, сама сегодняшняя идеология Евросоюза в значительной степени построена на идее расширения сферы действия европейских норм и правил, то есть направлена на установление определенного типа отношений с ближайшими соседями.

Теперь ЕС придется на время заняться собой. При этом через два года истекает срок действия нынешнего основополагающего соглашения между Россией и Евросоюзом, так что вопрос о новой базе отношений уже стоит на повестке дня.

У Москвы есть возможность использовать европейскую заминку для того, чтобы, во-первых, попытаться осознать собственное видение места России в будущей Европе и, во-вторых, исходя из этого места, предложить собственный проект нового договора.

За последние годы представления российской элиты о модели взаимоотношений с ЕС претерпели серию изменений. Интеграционная модель 1990-х годов по умолчанию исходила из того, что Россия — это, условно говоря, «огромная Польша», то есть страна, которая очень медленно будет трансформироваться по евростандартам. Такой подход сменился романтизмом периода раннего Путина, когда президент во время триумфальных визитов 2000–2001 годов говорил о готовности России взять на себя свою долю ответственности за безопасность (прежде всего, энергетическую) и развитие Европы, однако встретил вежливое внимание, но не более того. По мере роста цен на нефть и улучшения макроэкономических показателей России, с одной стороны, и очевидных перемен во внутренней политике, с другой, тональность снова изменилась: Россия — самодостаточная страна и самостоятельный центр силы и влияния, она не собирается ни с кем интегрироваться. Следующий новый этап связан с осознанием реальных последствий украинского поражения: интеграционная риторика снова в ходу, хотя под интеграцией подразумевается нечто похожее на отношения СССР и Европейского сообщества двадцать лет назад. Тогда степень экономической взаимозависимости была уже очень высока при наличии несовместимых политических систем.

В российских экспертных дискуссиях уже сегодня появилась тема, которую пока трудно представить себе на политическом уровне: при сохранении нынешних тенденций развития — прежде всего, демографического и сырьевого — лет через двадцать Россия не только не сможет оставаться никаким самостоятельным центром силы, но и окажется перед жестким выбором — к какому из имеющихся центров примыкать и как бороться за сохранение собственного суверенитета. Потенциальный центр на востоке — бурно развивающийся Китай. Возможный центр к западу от наших границ — единая Европа. Вообразить хоть сколько-нибудь равноправные отношения с будущим сверхдержавным Китаем практически невозможно. Европа, безусловно, тоже не сахар, но при наличии подобной альтернативы она предпочтительнее.

Экономики России и ЕС взаимно дополняют друг друга, при этом при правильно выстроенной политике у Москвы есть шанс регулировать отношения с Евросоюзом при помощи сырьевого рычага.

<1>Возникает вопрос: а какая Европа тогда в интересах России? Монолитная и сильная, то есть та, которая и была запланирована в провалившейся конституции? Не совсем. Квазифедеративное европейское государство, если оно когда-нибудь появится, сводит к минимуму возможность присоединения к нему России, поскольку даже при максимальном ее ослаблении невозможно представить себе добровольный отказ Москвы от большей части государственного суверенитета. А вот вхождение в объединенную, но гибкую Европу с высокой степенью экономической свободы и умеренным наднациональным компонентом в перспективе исключать не стоит.

Иными словами, если в результате нынешних и грядущих перемен внутри ЕС альянс плавно вернется к тем формам интеграции, которые существовали во времена экономического сообщества, вопрос о членстве России может перейти в практическую плоскость.

Более того, оказаться способом гарантировать национальный суверенитет перед лицом многочисленных вызовов и угроз.

Правда, для этого серьезные изменения должны произойти не только в России и Европе, но и по всему миру. Чего, впрочем, нельзя исключить. За последние 15 лет политический ландшафт преобразился до неузнаваемости, и ничто не свидетельствует о том, что система пришла в равновесие. Рост Китая, подъем Азии, перенапряжение Соединенных Штатов, смена политических поколений на Ближнем Востоке, увеличение числа «несостоявшихся государств» — все это может в очередной раз заставить мировую элиту принципиально переосмыслить все происходящее на планете. И на фоне предполагаемых изменений тесное сближение России и Европы может показаться лишь мелким штрихом на глобальном полотне.

Автор — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», специально для «Газеты.Ru-Комментарии»

Новости и материалы
ВС РФ уничтожили опорный пункт ВСУ, мешавший продвижению под Купянском
Суд отклонил жалобу комика Руслана Белого на отказ в снятии статуса иноагента
Американский инвестор хочет купить взорванный «Северный поток — 2»
В Европе ответили на вопрос о капитуляции Украины при Трампе
В США выявили неизвестное вещество в водопроводах
Марочко заявил о проблемах с обеспечением у ВСУ в нескольких районах
Москвичам рассказали о погоде в пятницу
Осужденная по делу «Зимней вишни» просит о досрочном освобождении
Над российскими регионами за ночь сбили более 20 украинских беспилотников
В США заявили о панике в Киеве по одной причине
Стоимость биткоина снова обновила исторический максимум
В Раде рассказали, как Зеленский превратил солдат ВСУ в рабов
Россиянам рассказали, стоит ли вкладываться в юани
Врач объяснила, когда начинать беспокоиться, если ребенок часто болеет
Россияне стали вдвое чаще жаловаться на блокировку счета из-за включения в базу ЦБ
В Британии недовольны огромными расходами на коронацию Карла III
ВСУ перебросили в курское приграничье элитный спецбатальон БПЛА «Птицы Мадьяра»
Над Брянской областью сбили беспилотники самолетного типа
Все новости