Административный рычаг стало заедать. Сколько президент ни старался воздействовать на правительство в деле борьбы с инфляцией, ничего не помогает. За пять месяцев текущего года цены выросли уже на 7,1% и останавливаться, похоже, не собираются. При этом годовой ориентир в 10% трещит по швам.
В причинах такого положения вещей чиновники пытаются обвинить друг друга.
Вот и эта неделя была урожайной на высказывания разного рода правительственных людей. В этой области — имеются в виду высказывания — основными игроками остаются Минфин, МЭРТ и Центробанк.
Так, например, руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин на конференции «Долговой рынок: Россия и инвестиционные возможности в СНГ» заявил, что у правительства не осталось инструментов, которыми можно сдерживать рост цен в этом году, поскольку с переходом на трехлетнее бюджетное планирование оно готово рассматривать такие вещи, как изменение тарифов, только в отдаленной перспективе. Таким образом, антиинфляционные меры, которые зависят от правительства, могут быть задействованы только в следующем году: «новые тарифы, новый бюджет, новое регулирование естественных монополий и работа с регионами». Отсюда вывод: с инфляцией можно бороться только монетарными методами. Отличный пас Центральному банку, правда, не совсем понятно, зачем Минфину некорректируемые планы и чем это ведомство занимается в свободное от бюджетного планирования время.
Но в Банке России тоже не пионеры работают. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев рассказал, что из инфляции за пять месяцев только «3,5–3,6% приходятся на денежную составляющую», за которую отвечает ЦБ РФ, а, например, «вклад роста тарифов ЖКХ составляет 2,3–2,4%». А ответственность за инфляцию между правительством и ЦБ господин Улюкаев оценил поровну. При этом он настаивал, что именно правительство еще может повлиять на рост цен, а для борьбы с инфляцией могут быть использованы «контроль тарифов ЖКХ и снижение таможенных тарифов». На этом г-н Улюкаев не остановился и заявил, что ЦБ готов даже пойти на большее, чем предполагалось первоначально, реальное укрепление рубля. Иначе говоря — на «сверхплановое» снижение конкурентоспособности российских производителей по сравнению с зарубежными.
<1>Это резко контрастирует с заявлениями его непосредственного начальника — председателя ЦБ Сергея Игнатьева, который на прошлой неделе на банковском конгрессе в Санкт-Петербурге заявлял о крайней нежелательности такой политики: «ЦБ мог бы компенсировать рост инфляции, мы могли бы резко сократить объем приобретаемой валюты и резко ревальвировать рубль, однако такая мера привела бы, очевидно, к прекращению экономического роста и возникновению проблем у некоторых банков», — сказал он. Какое мнение приоритетное в Центробанке, так и не понятно. Но заявление Улюкаева похоже на крик «забирайте все».
И, в общем-то, если в аппаратной войне крайним окажется ЦБ, это, наверное, единственный выход, хотя совсем неоднозначный и малоэффективный.
Есть еще одна инфляционная тема, о которой, правда, чиновники предпочитают особенно не распространяться. Это повышенные социальные обязательства бюджета. Как отмечает депутат Михаил Задорнов, приоритетом бюджетной политики стало увеличение номинального размера пенсий к концу 2008 года на 80 процентов, а поправки к бюджету-2005, направленные в Госдуму, требуют потратить уже в этом году 350 миллиардов рублей на социальные нужды, в том числе 320 миллиардов — на чистое потребление. «Это — существенное ослабление бюджетной политики», — з$E0метил депутат, и предсказал замедление экономического роста с одновременным галопированием инфляции.
Вот такая невеселая складывается картина. Причин много — ответственных нет.
Но хотелось бы отметить, что есть все-таки объединяющая идея или мечта — летнее снижение цен на плодоовощную продукцию. Здесь все едины во мнении. Если повезет с урожаем, то сможем победить эту нечисть инфляционную. При этом перспективы сельскохозяйственного рынка по большому счету никого не интересуют, просто хочется сказки — будет много капусты, тогда и эту напасть одолеем.