Евросоюз, однако, придерживается более осторожной позиции, предложив Украине план «нового соседства», включающий предоставление Украине полного доступа на единый внутриевропейский рынок, а также режим ассоциативного партнерства в вопросах внешней политики и политики безопасности. Украинские власти, конечно, надеются на большее, однако факты свидетельствуют, что прием этой страны в ЕС в обозримом будущем грозит катастрофическим падением внутренних стандартов Евросоюза.
На сегодняшний день Украина мало чем отличается от прочих республик СНГ в вопросе своей экономической и политической инфраструктуры. А перспективы ее быстрого улучшение подкреплены мало чем, кроме деклараций оранжевых победителей.
Государство уважает институт частной собственности.
Власти Украины заставят владельцев ряда предприятий, которые приватизировались по «неправильной» цене, доплатить до «реальной стоимости объекта». «Мы предложим паре дюжин предприятий, которые были приватизированы закрыто, неконкурентным способом, сделать доплату до реальной стоимости объекта», — заявил министр экономики Украины Сергей Терехин в среду. Если компании заплатят, то Терехин выдаст им «охранную грамоту на всю жизнь». Если нет — предприятие будет выставлено на конкурс, в котором предложат поучаствовать и нынешним владельцам. По словам министра экономики, таким образом, для Украины главное «восстановить экономическую справедливость» — за счет, естественно, частных собственников.
Власти стоят на страже принципов рыночной экономики, и неукоснительно придерживается правил свободной торговли.
Проблема роста цен на бензин так или иначе встает перед многими странами. Найдены разные способы борьбы с этой проблемой: преследования торговцев антимонопольными органами, акцизно-таможенное регулирование, усиление госкомпаний, балансовые задания, наконец, вызов нефтяников «на ковер».
Новая Украина нашла более эффективный способ. 14 апреля министерство экономики выпустило приказ о снижении стоимости бензина: цена А-95 должна упасть до 2,99 гривны за литр ($0,56) при нынешних 3,30–3,35 гривны за литр ($0,62–0,63) и так далее. В результате, сети автозаправок ряда нефтяных компаний прекратили отпускать нефтепродукты, заявив об убыточности установленных Минэкономики тарифов. Рост цен на нефтепродукты, по их словам, был обусловлен резким, на 54% с начала года, увеличение стоимости нефти, которая импортируется на Украину, кроме того, выросли и тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом.
Кредитно-денежная политика национального банка предсказуема.
<1>Ранее Украина, по крайней мере, могла похвалится относительной макроэкономической стабильностью (что, кстати, является обязательным требованием к кандидатам в ЕС). При новой власти курс гривны вырос к доллару столь стремительно, что даже Виктор Ющенко охарактеризовал проведенную ревальвацию «грубым вторжением ночью в кошелек». Кстати, бюджетный комитет парламента Украины пообещал «разобраться с обменными пунктами, занижающими курс».
Правящая группа не оказывает давления на оппозицию.
Вероятно, это простое совпадение, но своих должностей лишились лидеры оппозиционно настроенных к нынешней власти регионов. Многие чиновники, принадлежавшие к проигравшей партии, подвергаются уголовному преследованию. Под прессингом властей и ее спонсоры: главный акционер Виктора Януковича Ринат Ахметов жалуется, что на принадлежащих ему предприятиях который месяц не прекращаются проверки.
Украинцы — часть общеевропейского рынка труда.
О том, что будет, когда граждане Украины получат право безвизового въезда на территорию ЕС, известно уже сегодня. Страшилки о наводняющих Европу сотнях тысяч мигрантов, готовых на любую работу за копейки, которыми пугают западного обывателя, воплотятся в жизнь.
Правительство Германии решило поощрить свободолюбивый украинский народ и упростило процедуру получения виз. В результате въездные документы получили около 300 тысяч человек, которые в качестве цели визита указали «осмотр Кельнского собора». Германские оппозиционеры утверждают, что на самом деле большинство из них составили незаконные гастарбайтеры, в том числе проститутки.
Тем не менее идеологически и политически вопрос о вступлении — пусть и не немедленном — Украины в Евросоюз решен.
Не удивительно, что госминистр Грузии по экономическим и структурным реформам Каха Бендукидзе уже сомневается в том, что вступление в Евросоюз является безусловным приоритетом для его страны. Экс-олигарх, в частности, опасается, что ЕС может мутировать в Союз Советских Европейских Социалистических Республик. Эти опасения не лишены оснований. Размывание технологических стандартов и ориентация на политическую конъюнктуру при решении вопроса о скорости интеграции той или иной страны в единую Европу способны лишь усилить эту опасность.