За прошедший год американская валюта подешевела относительно евро на 8%. В принципе, это не так уж и много, поскольку в 2003 году доллар падал намного стремительнее — больше 20%.
Что же так взбудоражило инвесторов по всему миру? Рубеж в 1,35 был пройден после очередных данных из США, в частности, сообщения о том, что продажи новых домов в США сократились в ноябре на 12%. Тоже не катастрофа, хотя, по мнению экспертов, это может быть сигналом существенного снижения потребительского спроса. Свою лепту внесли и обнародованные министерством труда США данные о росте числа американских граждан, впервые обратившихся за получением пособия по безработице. Всего за неделю их количество увеличилось на 17 тыс. человек и составляет сейчас 333 тыс. человек.
Но, наверное, причины глубже, и основные события впереди. Перед самой развитой экономикой в мире замаячили не самые радужные перспективы. Сложившаяся в 2004 году ситуация в экономике США характеризовалась переплетением множества факторов и тенденций, причем по большей части не позитивных. Поэтому назвать экономическую ситуацию стабильной, оказывается, довольно сложно. Колоссальный «двойной дефицит» обусловил дальнейшее падение доллара по отношению к другим мировым валютам.
Согласно последним официальным данным, дефицит федерального бюджета в ноябре 2004 года достиг $57,88 млрд, увеличившись на треть по сравнению с ноябрем предыдущего года, когда он был равен $42,97 млрд. С учетом налоговых мероприятий, осуществленных администрацией Буша, снижения бюджетного дефицита в обозримой перспективе не ожидается. В то же время постоянный рост дефицита торгового баланса обуславливает увеличение дефицита счета текущих операций США. В третьем квартале этот показатель поднялся до рекордного значения $164,7 млрд.
Безграничные возможности иностранных инвесторов финансировать этот дефицит все более и более подвергаются сомнению, что очень наглядно отражается на динамике американской валюты.
<1>Сдержанный рост потребительских расходов и слабые позитивные сдвиги на рынке труда создавали повод для пессимизма относительно экономических перспектив. После трех невыразительных лет корпорации наконец заметно увеличили свои инвестиции, что стимулировало рост американского ВВП. Повышение потребительских расходов было обусловлено относительно невысокими ценами на потребительские товары, низкими процентными ставками, увеличившимися доходами американцев и высокими объемами рефинансирования ипотечных кредитов. Однако следствием подобных тенденций стал рост потребительской задолженности и бум на рынке недвижимости. При этом необходимо напомнить, что в 2004 году ФРС перешла к политике повышения стоимости кредита, что в определенном смысле может перечеркнуть вышесказанное и поэтому представляется достаточно рискованным шагом. И все это на фоне перманентной террористической угрозы, держащей финансовые рынки в напряжении.
Правительства европейских и азиатских стран уже обратились к американским властям с призывом укрепить доллар. Они справедливо утверждают, что крепкий евро мешает развитию их экономик, ориентированных, прежде всего, на экспорт. Конечно, официально американские власти утверждают, что намерены бороться за укрепление курса доллара, но при этом подчеркивают, что курс валюты, как и прежде, «будут определять рыночные силы, а не вмешательство государства».
Так что 1,35 — совсем не предел. Движение к курсу 1,50 только начинается. При этом Европа с достаточно невнятной политикой в отношении валютного курса вряд ли будет что-либо значить.
Если такой сценарий реализуется, то рубль попадет еще в более интересное положение. Ни для кого не секрет, что ЦБ при проведении валютной политики озабочен укреплением, но ориентируется на полумифическую корзину валют. Таким образом, чиновники Банка России легко могут допустить снижение курса рубль/доллар до 27. При этом стоимость кредита при избыточной рублевой ликвидности снизится вопреки мировой тенденции (повышение ставок на западных рынках), и рынок будет находиться совсем не в равновесном состоянии. Так что 2005 год, как и 2004-й, финансовые рынки встретят весело.