Довольно сложная ситуация иногда складывается для различных спецслужб и силовых структур, особенно по части отсутствия межведомственной координации. Вот, например, совсем недавно министр обороны докладывал, что военная реформа в основном завершена, а представитель ФСБ по своей части сообщил о невероятном количестве предотвращенных терактов и необычайных прочих успехах своей службы в деле обеспечения безопасности граждан. И граждане уже готовы были поверить и тому и другому. Как вдруг из слов представителя еще одного силового ведомства, МВД, выясняется, что на территории России существует неконтролируемого вооружения на полноценную армию. И что все это вызвано в том числе и тем обстоятельством, что в армии как царили бардак и воровство, так и продолжают, и что наши замечательные спецслужбы на самом деле могут реально контролировать только никуда от них не скрывающихся ученых.
Так и получается, что огромные пропагандистские усилия летят псу под хвост из-за появления самой простой информации.
И сколько ни говори о том, как силовые ведомства защищают нас от террористов и преступников, реальные факты — вольно или невольно --говорят об обратном.
Вот, например, во вторник Министерство внутренних дел обнародовало данные по количеству оружия, находящегося в розыске. По словам начальника 6-го отдела Департамента уголовного розыска МВД РФ полковника милиции Александра Трудова, «по состоянию на 1 декабря этого года, на централизованном учете Главного информационного центра МВД РФ находятся 178 тысяч 344 единицы утраченного или похищенного огнестрельного оружия, боевой техники и других предметов вооружения, в том числе 66 тысяч 679 единиц нарезного оружия, из них 23 тысячи 451 автомат, 25 тысяч 916 пистолетов, 1927 пулеметов, 2661 гранатомет и 71 переносная ракетная установка».
Отметим сразу, что, разумеется, нет никаких гарантий того, что названная цифра является исчерпывающей. Официальная статистика имеет много гитик, и не факт, что цифры МВД учитывают все пропавшее оружие в Вооруженных силах или других силовых структурах. Кроме того, по установившейся практике, далеко не всякое совершенное преступление регистрируется. Если это правило действует в отношении банальных ограблений квартир или разбойных нападений, то почему же должно регистрироваться все пропавшее оружие. Однако в любом случае цифра, названная представителем МВД, чудовищна.
Этим количеством оружия можно вооружить большое и на многое способное войско. Если федеральные силы уже пятый год не могут добить чеченских сепаратистов, которых, по заверению воинского начальства, не более 3–4 тысяч, то армия численностью под 180 тысяч может просто взять власть в стране. Сопротивляться ей будет некому. Скорее, наоборот, представители силовых ведомств помогут этой армии дополнительно вооружиться.
<1>Не надо строить иллюзий относительно того, что все разыскиваемое оружие похитили некие неустановленные личности или, упаси господи, международные или чеченские террористы. Названная представителем МВД цифра гуляющего по стране оружия является плодом долгого и целенаправленного воровства, процветающего на всех уровнях силовых структур. Воруют все — от прапорщика до генерала. Разница — в масштабах. А вот уже украденное оружие вполне может оказаться в Чечне или пойти через ее территорию дальше.
Остановить процесс воровства в силовых ведомствах обычными дисциплинарными методами практически невозможно. В действующей системе координат наказание может настигнуть прапорщика, полковника, иногда генерала. Но не систему. Сегодня возможна только очередная, сугубо пропагандистская кампания по борьбе с «оборотнями».
178 тысяч 244 единицы огнестрельного оружия — приговор существующему устройству силовых ведомств.
Окончательный и не подлежащий пересмотру. Милиция и Вооруженные силы, допускающие незаконное хождение такого количества оружия, не могут выполнять своих непосредственных обязанностей, состоящих, прежде всего, в охране покоя граждан. Напротив, без серьезнейшей структурной реформы всего силового блока он чем дальше, тем больше представляет угрозу для населения. Армия и милиция, судя по растущим военным статьям бюджета, получают все больше оружия. Соответственно, и разворовывается его все больше. В лучшем случае оно уходит за кордон, в худшем — начинает стрелять в Чечне или оседает на вроде бы мирных российских просторах. Значит, обычный гражданин, не имеющий возможности вооружаться законным путем, становится еще более беззащитным. Все, что ему остается, — посмотреть телевизор, в котором рассказывают о новых успехах силовых структур.