Новый подход к борьбе с коррупцией предложен милицейским начальством. 9 августа Ильдар Бичаров, находясь за рулем своего автомобиля, нарушил правила и был на том пойман сотрудниками ГИБДД. Составление протокола затянулось, и опытный автомобилист предложил сотрудникам ГИБДД уплатить штраф на месте. Разговор проходил в милицейской машине и записывался на предварительно вмонтированный жучок. В скором времени к машине в сопровождении понятых подошли сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями и пресекли преступные намерения г-на Бичарова. Бичарову предъявлено обвинение, по которому он может получить до восьми лет лишения свободы. Дело передано в Дорогомиловский суд. У Бичарова взята подписка о невыезде.
Поведение милицейского начальства можно было бы расценить как жест отчаяния. Среди автолюбителей и тех, кто хоть каким-то образом пользуется автомобильным транспортом, бытует устойчивое мнение относительно того, что система ГИБДД коррумпирована сверху донизу. Более, чем какая-либо другая правоохранительная служба. Разрушить негативный образ «продавцов полосатых палочек» не могут ни регулярные аресты оборотней в погонах, ни изменения в Административном кодексе, запрещающие инспекторам дорожного движения принимать деньги от автолюбителей непосредственно на месте нарушения.
Руководство ГИБДД срочно нужен был эффектный ход в духе времени. Это не «продавцы полосатых палочек» берут взятки, а наглые автолюбители им деньги всучивают, заставляя тем самым вставать на путь мздоимства.
Самая соль изобретенного руководством ГИБДД пиар-хода заключается в том, что он представляет взятку на дороге как частный случай между конкретным закононепослушным автовладельцем и совращенным им стражем порядка. Между тем как механизм коррупции в ГИБДД имеет совершенно иную природу. Дело в том, что вся структура ведомства давно уже организована как механизм вертикальной коммерческой аренды. И если у вас есть знакомый инспектор, то в доверительной беседе он легко расскажет вам, что, получая, например, прибор для измерения скорости, он должен будет заплатить за него около 5000 руб. Выход на точку, патрулирование наиболее «лакомых» трасс и дежурство в праздничные вечера — все имеет свою цену. Не говоря уж о регистрации автомобилей и поиске угнанных машин — это совсем отдельные промыслы.
Так что сказать, что сотрудники ГИБДД берут взятки, — это еще ничего не сказать. Они просто так работают.
Впрочем, остроумие руководства ГИБДД, придумавшего дело Бичарова, стоит оценить. Оно не только продемонстрировало здесь свою готовность бороться с коррупцией и показало, что главный источник этой самой коррупции — сами жалующиеся на нее граждане. Оно еще и решило важную ведомственную проблему. Дело в том, что осенью, а точнее в ноябре — декабре, ГИБДД «закрывает план» по правонарушениям, то есть официально зарегистрированным и оформленным в виде штрафов и других взысканий случаев.
Дело Бичарова, получившее огласку под конец года, естественно, напугает часть и автовладельцев, и сотрудников ГИБДД.
В результате по итогам года руководство отчитается о росте зарегистрированных случаев, о росте штрафных сборов, что, в свою очередь, продемонстрирует уменьшение коррупции на дорогах.
Ну а со 2 января жизнь вернется в свое русло. Полосатая палочка денег стоит. Потому что не самому же руководству бегать с ней по дорогам. Все по-честному.
<1>Впрочем, справедливости ради надо признать, что милицейское начальство не совсем самостоятельно придумало дело Бичарова, а лишь чутко уловило флюиды эпохи. То есть вот это направление мысли — кого надо сажать, чтобы уменьшить коррупцию. Полтора года назад, когда на встрече президента с олигархами Михаил Ходорковский поднял вопрос о коррупции в государственном аппарате, Путин парировал его утверждением, что это как раз олигархи коррумпируют государственный аппарат. «Это вы им взятки даете», — отчеканил президент-чекист. Спор был продолжен. Итоги его для Ходорковского известны.
Все-таки дело чести и собственной безопасности российских автовладельцев, чтобы Ильдару Бичарову повезло чуть больше.