Пятую сессию подряд нефтяные фьючерсы устанавливают новые абсолютные рекорды. При этом ценовые показатели изменяются намного стремительней, чем прогнозировали еще в августе аналитики нефтяного рынка.
Вот такие дела, хотя еще недавно цифра 50 долларов за баррель казалась нереальной. Как следствие, с новой силой возобновились рассуждения экспертов о факторах, приведших к таким заоблачным высотам, и об уровне справедливой цены.
Все аналитики отмечают нестабильность в основных нефтедобывающих регионах. Взрывы в Ираке происходят с пугающей регулярностью, непонятно, как дальше будут развиваться события в Нигерии, балансирующей на грани беспорядков. И прочее, и прочее. Список можно дополнять каждый день, читая ленту новостей.
Отдельно стоят причины объективного спроса. Здесь речь идет, в первую очередь, об основных потребителях черного золота. Что касается Америки, то статистика, еженедельно публикуемая министерством энергетики, показывает, что количество нефти и нефтепродуктов, которые особенно важны в осенне-зимний период (печное и дизельное топливо, мазут) находятся ниже прошлогоднего уровня, а зима, как говорится, не за горами. Не стоит забывать и про Китай, который растет и потребляет энергоресурсы просто в неприличных количествах.
Таким образом, видимо, со спросом в обозримом будущем все будет нормально. Спекулятивную составляющую оценить достаточно сложно. По некоторым оценкам она может достигать 5–7 долларов за баррель.
Получается, что в перспективе можно ждать в лучшем случае небольшой коррекции цен, глобальный же тренд настроен на рост.
Наверное, это достаточно спорная версия, но активное реальное нежелание ОПЕК (на словах функционеры продолжают рассуждения о завышенном уровне цен и необходимости снижения) и других крупных производителей менять положение вещей очевидно. Хорошо это или плохо — для мировой экономики вопрос сложный. Для развитых экономик и ответ очевиден — рост цен на энергоносители не идет на пользу экономике, замедляя ее рост и, в конечном счете, способен спровоцировать кризисные явления.
Другое дело, страны, получающие огромные доходы от продажи нефти. Здесь вопрос: идут ли на пользу экономикам этих стран сверхдоходы на нефть. В арабском мире они обретаются в виде растущей социальной поддержки при усиливающихся дисбалансах экономики.
Т.е. экономика этих стран в определенном смысле конечна: срок — период исчерпания запасов углеводородов. И парадоксально, что реструктуризировать экономику с каждым годом становится труднее.
Похожая ситуация и в России. Подробно расписывать, наверное, нет смысла, наверное, даже школьники слышали про стабфонд и профицит бюджета, который по году, наверное, перевалит за полтриллиона рублей. Дело в другом, насколько существующим кабинетом, президентом и т.д. управляется экономика в такой период. Путь закромов родины, который сейчас, по сути, избран, это путь в никуда или путь в конечную экономику. Как правило, резервы, как и запасы нефти, конечны. Диспропорции в экономике с каждым годом только будут усиливаться. При этом рассуждения о невозможности использования того же стабфонда ввиду неисполнения плана по инфляции наглядно демонстрируют частный подход к экономическому развитию страны. А в итоге благоприятная нефтяная конъюнктура в будущем может обернуться большим злом, чем затяжной период низких цен на энергоносители.