На месте дуайена иностранного дипломатического корпуса в Москве Свена Хирдмана, который как раз в эти дни завершает свою долгую службу на посту посла Швеции в России, я покидал бы эту должность в не самом веселом настроении. Разве приятно, посвятив десять лет укреплению доверия между Россией и западным сообществом, неотъемлемой и активной частью которого всегда являлась Швеция, услышать от представителей российской интеллектуальной элиты мнение о том, что друзей у России нет, зато врагов, стремящихся оторвать от нее лакомые куски, хоть пруд пруди? А главное — что находятся они преимущественно на Западе.
Между тем именно это было сообщено господину послу, приглашенному в минувшее воскресенье в качестве «свежей головы» на возобновившуюся после летнего перерыва программу Владимира Познера «Времена».
На меня эта программа произвела сильное впечатление. И не потому, что там сказали что-то новое. О том, что нашу великую страну все ненавидят, а пуще других Америка, что исламские экстремисты и чеченские бандиты — инструмент в руках геополитических противников России, что теракты в США спланированы в самом Вашингтоне, чтобы окончательно подчинить мир американскому диктату, а Россия — последнее препятствие на этом пути и т. д., приверженцы соответствующих взглядов говорили давно. В том числе и в студии программы «Времена». Однако теперь изменилась атмосфера. Та же беседа, тот же плюрализм мнений, то же фирменное резюме ведущего в конце. Но все это выглядит как привычная упаковка для совсем другого содержания.
Психология осажденной крепости и выискивание глобального заговора против России, всегда присутствовавшие где-то на обочине дебатов, становятся мейнстримом.
«Все мы должны осознать: враг у ворот. Фронт проходит через каждый город, каждую улицу, каждый дом… Их цель — разрушение России и заполнение ее огромного пространства многочисленными недееспособными квазигосударственными образованиями». Это уже не какие-то уполномоченные эксперты, это замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков в интервью «Комсомольской правде». Ну а там, где война, ясное дело, есть и пятая колонна, о чем тоже говорит Сурков.
Клеймить отечественную элиту, называя ее предательской, безответственной и антинациональной, стало в последнее время популярным занятием. Мол, проблемы России начнут решаться только тогда, когда элита искренне проникнется национальными интересами. Но отчего-то понятие «национально ориентированный» сразу превращается в синоним «антизападный», а точнее — «антиамериканский».
Вопрос ответственности элиты перед нацией — действительно ключевой для развития страны. Но главная составляющая этой ответственности — адекватное восприятие окружающего мира, понимание логики действий ведущих мировых держав, механизмов и правил игры международной политики. Современной политики, а не химеры, которая выстраивается из стереотипов всех предшествующих эпох. Владислав Сурков критикует тех на Западе, кто «продолжает жить фобиями «холодной войны», рассматривает нашу страну как потенциального противника». Справедливо, такие на Западе, безусловно, есть.
А как насчет тех в России, кто продолжает жить фобиями «холодной войны», рассматривает Запад как потенциального противника? Или ответим русофобам их же оружием?
<1>Теория заговоров опасна прежде всего тем, что она, как правило, очень убедительна, проста для понимания и с легкостью объясняет сложнейшие процессы, блистательно увязывая воедино самые разные события. Отечественные любители геополитики, а их полку активно прибывает, исходят из того, что на мировой арене ничего не менялось со времен Николая I или Александра III, идет сплошная «большая игра» и все время против нас.
Подобный взгляд на мир превратит Россию в маргинальную страну.
Я далек от того, чтобы утверждать, что нас все вдруг горячо полюбили и что противоречия в интересах великих держав куда-то делись. Но мир XXI века, века сложнейших глобализационных процессов, действует по совсем иным законам, чем мир XIX столетия. И глубокомысленные изыскания лидеров российского общественного мнения, которые в стиле вульгарной геополитики разоблачают сложные комбинации западного противника, свидетельствуют о провинциализме и неадекватности нашей элиты, не способной мыслить современно.
Осажденная крепость — это путь в тупик, потому что не предусматривает никакой позитивной программы, кроме перевода экономики на мобилизационные рельсы, ограничения прав и свобод внутри страны (враг-то у ворот) и строительства защитного вала по периметру границ. Все это в полном одиночестве, поскольку врагам нашим несть числа — от американских воротил и их арабских приспешников до китайцев, которые точат зубы на наш Дальний Восток. А ответственной элите в таком случае придется применить все свои таланты для того, чтобы разъяснить населению, что ему в такой крепости жить хорошо. Впрочем, ей не привыкать.
Автор — главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», специально для «Газета.Ru-Комментарии»