Анкара и Стамбул встретили Тони Блэра «демонстрационными» взрывами, красными флагами и транспарантами с антиглобалистскими банальностями, коктейлем из разных политических идеологий. Турция и хочет и не хочет в Евросоюз. Европа и хочет и не хочет расширять свои политические и экономические границы до Ирака и Ирана. Оксюморон постиндустриальной эры: сталкивающиеся цивилизации становятся все ближе.
Блэр - давний сторонник вступления Турции в Европейский Союз. Его визит - символическое подтверждение пока не от всего континента, но от его влиятельного посланника готовности и рано или поздно инкорпорировать страну, которая уже давно является членом НАТО, в еще одну знаковую структуру Запада. Постановка вопроса достаточна радикальна, чтобы не быть замеченной и отмеченной шумовыми эффектами и фейерверками в главных городах Турции, стоящей - в метафорическом и теперь уже буквальном смысле - на перекрестке цивилизаций. Турецкое государство модернизируется и глобализируется, а этого достаточно для того, чтобы подобной линии развития оказывалось отчаянное сопротивление. Для Запада тоже более или менее очевидно, что «турецкий вопрос» требует решения, и потому явно обозначенное намерение Турции вступить в европейские структуры тоже наталкивается на оппозицию, например в лице влиятельных французских политиков.
Согласно давнему высказыванию Валери Жискар д'Эстена, присоединение Турции к Союзу означало бы «конец Европы». «Встречавшие» Блэра непраздничным салютом, очевидно, полагают, что это означало бы еще и «конец Востока».
Бывший президент Франции и архитектор европейской Конституции, безусловно, в чем-то прав. В том смысле, что вступление Турции в Евросоюз будет означать закат Старой Европы, который, правда, де факто и так происходит. Европейский союз пополнился десятью новыми членами из числа стран Центральной и Восточной Европы, то есть тем самым окончательно завершился процесс реального разрушения Берлинской стены. Инкорпорация Турции придала бы, выражаясь в терминах Блэра, совсем уж «новое измерение» Старому Свету.
«Евроинкорпорация» Турции, по мнению американцев и англичан, позволила бы перебросить мостик между западным и исламским миром. Такого же мнения придерживаются турецкие модернизаторы, продолжающие, огрубленно говоря, линию Ататюрка. Нынешний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган считает, что, если его страна рано или поздно (а по плану - в 2008-м или максимум 2010 году) не войдет в Союз, противоречия между Западом и исламским миром лишь усугубятся. Если же все пойдет по благоприятному сценарию, который развивается на самом деле еще с первой половины 1960-х, когда Турция начала присоединяться к некоторым европейским договорам и соглашениям, эта страна может стать и культурным мостом, и политическим буфером, и экономическим образцом для двух цивилизаций.
~В строго экономическом смысле Турецкая Республика, конечно, не вполне соответствует европейским стандартам. Несмотря на давние экономические реформы, образованную и вестернизированную элиту, в достаточной степени либерализованную экономику, создавшую такой феномен, как «всеевропейская здравница» в виде побережья Антальи, Мармариса и проч., страну нельзя назвать устойчиво и стабильно развивающейся. Иные из европейских стран несколько подустали от турецких мигрантов, но в то же время их экономики, находящиеся в полудепрессивном состоянии, уже не могут существовать без миграционной рабочей силы - на рынке труда некому заместить вакансии, которые сейчас заняты работниками из Турции. Но страна идет в сторону безоговорочной вестернизации. И чем более очевидны признаки такого развития, тем чаще, в соответствии с духом эпохи, здесь будут звучать «демонстрационные» взрывы и совершаться настоящие теракты, как это было несколько месяцев назад в Стамбуле.
Один из ярких персонифицированных образцов преодоления цивилизационного разлома, внутри которого существует Турция, соединяющая европейскую и азиатскую части Босфора, — писатель Орхан Памук, возможно, на сегодня самый блестящий современный европейский прозаик. Его романы размещены посередине двух культур, как остров в Мраморном море, где он заканчивал последнее из переведенных на русский произведение. Этот свой роман он предварил эпиграфом из Корана, из той суры, где говорится о том, что Аллаху принадлежат и запад, и восток. Трактовать этот аят (стих) можно по-разному. Например, в том духе, что Турция сама уже принадлежит Западу. И едва ли взрывы, «приветствующие» Блэра, могут отменить этот свершающийся на глазах исторический факт, меняющий геополитическое устройство Европы и мира.