Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Преодоление стеба как стиля

Новое художественное направление — принципиальный отказ от стиля.

Что бы там ни говорили литературные критики, но стеб — это нынешний вчерашний Большой стиль. Ну как социалистический реализм в предыдущую эпоху. Недаром мэтры этого направления нынче в невероятном фаворе, как некогда Чаковский или Проскурин: о них за океаном пишут диссертации, сами авторы читают лекции в заграничных университетах, у них берут автографы студентки филологических факультетов педагогических университетов. Все записные отечественные стебальщики скоро будут с Государственными премиями и со звездами Героев труда: от Александра Проханова до Владимира Сорокина.

Но стеб — стиль бронзовеющий, стареющий и усыхающий на глазах. Кстати, в издательстве «Ад Маргинем», скажем, уже, кажется, сообразили что к чему, раз издают Проханова в одной серии с «Майором Прониным» и Шпановым. То есть ставят в один ряд большой стиль и последовавший за ним — пусть и поменьше. Ну как в музее: в одном зале — импрессионисты, в другом — кубисты. На то и музей, чтобы добросовестно представить историю.

К слову, отчего-то наш отечественный кондовый стеб было принято обзывать иноземным термином «постмодернизм» — додуматься ж до такого: где Пелевин, а где Умберто Эко!

Впрочем, скорее всего, это делалось не просто так: мастера русского стеба отнюдь не простачки — просто-напросто надо же было как-то втолковать, что к чему, доверчивым западным славистам, переводчикам и издателям. Так что этикетка была выбрана верно, служила лучшему продвижению на экспорт и упрощению конвертации гонораров. Но это лейбл вчерашнего дня, брэнд не первой свежести.

Как и должно быть по законам естества, на смену отжившему — новое. Для этого нового еще не придумано названия, не подобран термин, однако поступь его явственно слышна. Более того, услышана чуткими издателями, книгопродавцами и, что называется, продвинутыми читателями. Новый стиль уже входит в моду, танцуя на костях доморощенного литературного «постмодернизма».

Вот два кирпича, изданные некоторое время назад двумя известными издательствами: роман Павла Пепперштейна «Мифогенная любовь каст» в том же «Ад Маргинем» и не менее увесистый «Красный Бубен» Белоброва — Попова, который, как говорили прежде, подарило читающей публике издательство «Лимбус Пресс». Кстати, в первом томе у Пепперштейна тоже был соавтор, ко второму, по-видимому, иссякший, если не надорвавшийся: такой труд тяжел, как у каменотеса.

Соавторство в этом стиле отнюдь не случайно, более того — едва ли не обязательно: новый безымянный стиль созидается командным способом, бригадным подрядом и конвейерным методом.

Он не только безымянен, но и принципиально безличен. То есть находится по ту сторону стиля — любого стиля, стеба — в частности.

Есть и другая необходимость в труде сразу в четыре руки: вещи этого рода принципиально объемны. Это не случайно. Многоречивость Проханова — стилистична, объемность нового направления — содержательна, потому что Проханов — это все-таки «Два капитана», новые же романы — это «Песня о нибелунгах».

Два слова о содержании этих сочинений. Первое с некоторой натяжкой можно считать римейком «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого — клюнем на эту удочку, любезно протянутую нам авторами. Второй — русский литературный вариант мировой кинематографической вампирологии. При этом упаси вас бог счесть, что содержание играет здесь существенную роль. На месте «настоящего человека» мог бы быть «снежный», а на место упырей могли бы заступить разносчики бубонной чумы. Важно другое: принципиальная вторичность, но отнюдь не пародийность. И тут и там есть отчетливый, туго закрученный сюжет, что для направления «стеб» было все-таки второстепенным обстоятельством. Более того, если «Мифогенная любовь» сюжетно линейна — приключения одного героя, то «Красный Бубен» — это уже повествование разветвленное, с многими пересекающимися линиями, как готический роман. И, кстати, если найдется отважный юноша и одолеет этот том, то убедиться в ненатянутости последнего сравнения.

~ Но все это, по сути дела, частные обстоятельства. Важно для этого направления — назовем его все-таки как-нибудь, постстеб, скажем, — прежде всего, другое: принципиальный отказ от стиля, чему литературная вторичность сюжета лишь помогает. Вы удивитесь: вот диковина, в стране что ни день выходят десятки книг, в которых никакой индивидуальный стиль и не ночевал. Маринина, Донцова, Дашкова, далее везде. Заблуждаетесь, это совершенно разные вещи: в бездарных сочинениях стиль не ночевал, потому что нечему было, а вот постстебальщики бесстильны именно что установочно. Это отличает их сочинения от обычного трэша самым коренным образом: там — глупость на потребу потребителю-идиоту, здесь — эстетический принцип и отрефлексированная позиция, здесь — литературная искушенность, интеллект, филологическая виртуозность, здесь новым направлением пахнет!

Кажется, в нынешней, скажем так, интеллектуальной ситуации вообще, в литературе в частности, что-то в этом роде, как и бывает, все последние годы зрело, дымилось из-под торфа, ждало своего часа. Дождалось. И не на уровне рафинированных рефлексий, литературных дискуссий и кулуарных обменов мнениями, но в виде полновесных беллетристических сочинений, которые мгновенно были востребованы. Прорвало, что называется.

Нечто подобное можно наблюдать и в изобразительном искусстве, шире — во всей культуре, даже в политике. Это общекультурный знак времени: искушенность артиста, переступившего рамки постмодернизма, который еще недавно казался как раз безразмерным дальше некуда. Артиста — не ловкого манипулятора прежними формами, не фигляра и стебальщика, но зоркого, искушенного и беспристрастного охотника, ловко плетущего свою сеть. Постстеб, как мы его коряво и начерно назвали, еще сказал только первые свои слова.

Новости и материалы
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Боррель заявил, что ЕС будет обязан арестовать Нетаньяху
Миранчук рассказал, где хочет завершить карьеру
Участника СВО задержали у возлюбленной после убийства пары в Екатеринбурге
Витас мог решиться на пластику после критики за лишний вес
Суд арестовал двух украинцев за попытку попасть в Крым на надувной лодке
Все новости