В процессе осенних бюджетных чтений у депутатов, помимо традиционных вопросов о поддержке регионов ввиду проведения налоговой реформы, правильности прогнозов цены на нефть и т.д., возникли вопросы по созданию стабилизационного фонда. И если позиция Правительства по поводу увеличения госрасходов порадовала консервативностью, то отсутствие четкого понимания порядка функционирования стабилизационного фонда не может не разочаровывать.
Напомним, что одно из главных отличий бюджета 2004 года от предыдущих - формирование стабилизационного фонда за счет части доходов бюджета, который через три года должен составить более 450 млрд. рублей.
С весны эта цифра была уменьшена более чем в два раза - тогда планировалось собрать в фонд 1,1 трлн. рублей.
Это бы позволило успешно латать бюджетные дыры в течение трех лет при цене нефти 12 долларов за баррель. Теперь же этой суммы должно хватить для исполнения обязательств при цене 15 долларов за баррель в течение тех же трех лет. При этом в начале месяца министр финансов Алексей Кудрин заявил, что заимствования на внешних рынках в следующем году будут в любом случае, независимо от цен на нефть.
Согласно проекту бюджета Минфин намерен выпустить евробонды на сумму $2,76 млрд. Размер стабилизационного фонда должен увеличится к концу 2004 года примерно на ту же сумму. Средства последнего планируется размещать в высоконадежные ценные бумаги с низкой доходностью, например, казначейские облигации США.
Посчитав разницу между стоимостью евробондов и примерной доходностью высоконадежных иностранных бумаг - 2,5-3% - эксперты пришли к выводу, что на разнице ставок привлечения и размещения Россия, потеряет в 2004 году 50-80 млн. долларов.
~ Хотя стоит отметить, что до конца схема размещения средств стабилизационного фонда еще не разработана. Как заявил руководитель департамента по внешнему долгу Минфина Николай Гаврилов на заседании бюджетного подкомитета Думы, правительство должно разработать механизм инвестирования до конца года.
Тем не менее, Алексей Кудрин считает, что стране необходимо будет в ближайшие три года привлекать средства на внешнем рынке для формирования стабилизационного фонда. А более высокие проценты, под которые придется брать деньги, по сравнению с размещением являются по его словам «ценой за сохранение страхового резерва и предотвращение повторения 1998 года».
Формирование стабилизационного фонда за счет займов выглядит достаточно спорным, поскольку при достижении цены нефти Urals 22 долларов за баррель профицит бюджета составит примерно 83,4 млрд. рублей, то есть 2,63 млрд. долларов. Гораздо разумнее и дешевле было бы направить именно эти деньги в стабилизационный фонд.
Но видимо, финансовое ведомство хочет иметь в своем распоряжении два резерва - стабилизационный фонд и профицит бюджета, причем оба будут под полным контролем Минфина.
Прохождение правительственного законопроекта о стабилизационном фонде через Думу ожидается непростым, поскольку депутаты имеют ряд серьезных замечаний к этому предложению. Так, по их мнению, правительство может направлять на погашение внешнего долга лишь 25% средств фонда. Кроме того, вызывает интерес вопрос о том, куда будут направляться средства фонда, концепция которого, заметим, также претерпевает изменения. Так, по словам заместителя министра финансов Алексея Улюкаева, цели, на которые могут быть расходованы средства стабилизационного фонда, теперь еще более ужесточены. Согласно последней версии эти средства могут быть использованы лишь для предотвращения «чрезвычайных ситуаций», таких как дефолт, а также для погашения внешнего долга в условиях чрезвычайно ситуации.
То есть правительство планирует собирать стабилизационный фонд за счет займов, которые потом будут погашаться средствами из фонда.
В текущем году из финрезерва в стабилизационный фонд будет переведена лишь часть - 167 млрд. рублей, оставшиеся средства будут направлены как раз на погашение уже имеющихся заимствований. Министр финансов также не исключил возможности использования части средств финансового резерва на замещение внешних заимствований и в 2004 году.
Если взглянуть на создание стабилизационного фонда с точки зрения экономической стратегии развития Росси в ближайшие годы, то становится совершенно ясно одно.
Правительство не желает отказываться от доминирующей роли нефтяной отрасли в национальной экономике. Оно лишь хочет обезопасить себя от колебаний нефтяных цен через три года путем создания своеобразной подушки.
Или двух подушек. А развитие перерабатывающих и высокотехнологичных отраслей откладывается до лучших времен.