События, получившие название ядерного кризиса на Корейском полуострове, начались в октябре прошлого года, когда спецпосланник президента США Джеймс Келли объявил, вернувшись из столицы КНДР, что Ким Чен Ир возобновил свою ядерную программу. В этом господину Келли якобы сами корейцы признались во время конфиденциальных переговоров. Что на самом деле сказали тогда эмиссару Белого дома приверженцы идей чучхе и что они при этом имели в виду, остается только догадываться. Российские эксперты, хорошо знакомые с менталитетом пхеньянского руководства, выдвигают разные версии. По одной из них, признания не было вовсе. Просто северокорейские генералы, которые любые содержательные консультации обязательно сопровождают трескучей пропагандой (у них так принято, вспомним собственное относительно недавнее прошлое), сообщили американским собеседникам, что готовы защищать социалистические завоевания любыми средствами. Чтобы собеседник, не дай Бог, не подумал, что их можно запугать.
— И ядерными? — поинтересовался Джеймс Келли.
— Любыми, — заверили генералы, безумно гордые тем, что поставили на место самонадеянного янки.
При этом, считают знатоки загадочной северокорейской души, представители Пхеньяна не имели в виду чего-то особенного, а только следовали своему переговорному ритуалу.
Согласно другой версии, северокорейцы действительно признались, что продолжают ядерную программу в обход прежде достигнутых договоренностей. Но сделали это исключительно с целью налаживания доверительных отношений с администрацией Буша. Мы, мол, вам все как на духу, ну и вы с нами будьте откровенны.
Как бы то ни было, подоплеки переговоров американцы или в самом деле не поняли, или сделали вид, решив использовать это признание для организации кампании давления на Пхеньян.
Заявление Келли вызвало цепную реакцию в Северной Корее. Натолкнувшись на резко негативную реакцию Вашингтона, КНДР ответила резким нагнетанием напряженности.
Изгнание инспекторов МАГАТЭ, официальное размораживание ядерной программы, выход из Договора о нераспространении ядерного оружия — все эти шаги должны продемонстрировать миру, что Пхеньян «на понт» не возьмешь: не хотите по-хорошему — будем по-плохому.
~ Все это, естественно, сопровождалось мощной волной антиамериканской пропаганды и требованиями от Вашингтона гарантий неприкосновенности.
По сравнению с тем, что наговорил и наделал Пхеньян за несколько последних месяцев (включая упражнения с баллистическими ракетами и совсем недавнее заявление о наличии у него готового ядерного заряда), прегрешения Саддама Хусейна перед мировой стабильностью могли бы показаться не такими уж и ужасными. Но американская позиция в отношении Северной Кореи весьма умеренна. И хотя время от времени из Пентагона звучат более или менее завуалированные угрозы, основная ставка, в отличие от ситуации с Ираком, все же делается на дипломатические средства. Почему?
Во-первых, КНДР действительно представляет собой мощную военную силу, с которой приходится считаться. И дело даже не в наличии гипотетического ядерного заряда, а в том, что обычных вооруженных сил у Пхеньяна хватит для того, чтобы нанести тяжелейший урон и американским силам, расквартированным на юге полуострова, и, самое главное, самой Южной Корее. Северокорейские арсеналы включают в себя дальнобойную артиллерию и баллистические ракеты средней дальности, под ружьем постоянно находится миллион человек, в случае мобилизации их количество возрастает как минимум втрое.
В Сеуле боятся как собственно северокорейской армии, которая может совершить марш-бросок на столицу соседнего государства, так и прочих способов «возмездия», например, взрыва плотин к северу от демаркационной линии, в результате чего территории к югу от границы вплоть до Сеула будут затоплены.
:::Военные эксперты согласны с тем, что военная мощь КНДР предназначена для сдерживания потенциальной агрессии и едва ли можно ожидать того, что Северная Корея атакует сама без крайней нужды. Однако такая «крайняя нужда» может возникнуть, если пхеньянское руководство почувствует себя загнанным в угол американским давлением. А, как свидетельствуют все те же знатоки северокорейских политических нравов, в этой ситуации вожди государства чучхе пойдут уже напролом и до конца.
Помимо военно-политической причины сдержанности Америки есть объяснение и более тонкого свойства. Разрешение северокорейского кризиса рассматривается многими экспертами в самих США как своего рода тест — насколько Вашингтон готов к роли всемирного управляющего. То, что у Америки нет конкурентов как у военной сверхдержавы, продемонстрировала иракская кампания.
Однако трезвомыслящие аналитики в США осознают, что для доказательства глобального лидерства необходимо блеснуть еще и политико-дипломатическми талантами. Корейский полуостров для этого — идеальное место.
Юджин Мэттьюс и Элизабет Экономи, сотрудники Совета по международным отношениям, базирующегося в Нью-Йорке влиятельного аналитического центра, на днях опубликовали примечательную статью в The International Herald Tribune. Они предупреждают, что силовой подход, который демонстрирует в международных делах администрация Буша, может привести к очень негативным для Америки последствиям в Северо-Восточной Азии. Там просто боятся, что американцы, не поняв местной специфики, спровоцируют разрушительный конфликт. Уже сейчас, отмечают авторы, антиамериканские настроения на юге Кореи достигли максимального уровня за полвека, а Япония, опасаясь дестабилизации, открыто обсуждает вопрос о собственной ядерной программе. Если так пойдет дальше, то Вашингтон столкнется с ситуацией, когда регион в целом боится американского вмешательства и считает его дестабилизирующим фактором. Недоверие к американским методам приводит к тому, что «арбитром», в котором заинтересованы все участники процесса, становится Китай, в перспективе — главный стратегический соперник США. Именно Пекин добился переговоров между США и КНДР на прошлой неделе.
Похоже, что, несмотря на воинственную риторику с обеих сторон, и Северная Корея, и США в высшей степени заинтересованы решить дело миром. Для Пхеньяна это вопрос выживания (экономического и политического), а для Вашингтона — вопрос престижа и долгосрочной стратегии. Многие американские эксперты отмечают, что помимо проблемы ядерного нераспространения, которую нужно решить на Корейском полуострове, есть и весьма важная проблема будущего экономического доминирования в регионе. Объединенная Корея (а в том, что рано или поздно она появится, мало кто сомневается) станет важнейшим транзитным узлом для железнодорожных перевозок и для трубопроводов, которые выведут российские энергоносители на рынок АТР.
От того, кто будет контролировать этот узел, зависит очень многое, и американцы не могут допустить, чтобы влияние Китая в этом непростом регионе превысило их собственное.
Что касается России, то на нашу долю выпадает пока достаточно пассивная роль. Как показывает практика, «любимый руководитель» Ким Чен Ир, хоть и любит разъезжать на поезде по просторам нашей страны, слушать предпочитает только самых сильных или влиятельных. Поэтому он и настаивает на прямом разговоре с США, а в качестве посредника выбирает Китай. Для российских амбиций это обидно, но в целом нет оснований сомневаться в искренности наших официальных лиц, которые заявляют, что для России главное — урегулировать кризис, а не примерить лавры миротворца. Нам действительно выгодно, чтобы на Корейском полуострове было спокойно, кто бы там при этом ни доминировал. Ведь если Корея действительно превратится со временем в ключевую транзитную страну региона, то возить через нее придется именно наши ресурсы. Так что от России все равно никуда не деться.
автор - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», специально для «Газеты.Ru»