Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Война против детей

О разрушении системы дополнительного образования

Журналист, педагог

Не будет ни кино, ни театра, ни книг — одно сплошное телевидение. Так фантазировали когда-то в кино. И все сорок лет над этим смеялись. А потом взяли и поместили в эту реальность наших детей. Уже почти год у них толком нет ничего: ни танцев, ни рисования, ни музеев — один сплошной YouTube. И никто не смеется. Но и не печалится. Не заметили? Время трудное — не до глупостей? Что такое вообще какие-то кружки, музеи, это ведь не обязательное все, да? Главное бы сохранить, да? Математику с русским, так? Нет, не так.

Сначала история. Личная. Я пошла в школу в странное время, в 1992 году. В то время, когда моей стране стало резко не до школы, не до образования, не до детей вообще. Удивительное время. Сама школа была новая, просторная, хорошо оборудованная, с бассейном, лабораториями, мастерскими (следствие беби-бума восьмидесятых, когда велось активное строительство новых кварталов и социальной инфраструктуры), но в 1992-1993 годах нас в этой прекрасной школе уже как будто и не ждали, еще позже — нами откровенно тяготились. Нам, детям перестройки, мало что могли там дать. Растерянные, замордованные нищетой учителя старались честно отвести часы, но, потухшие сами, уже не могли зажечь и нас. После уроков школьники лениво плелись на улицу, на стремительно обветшавшие площадки или за гаражи. Кружки? Были! Народные танцы, папье-маше, изостудия. Все. Я попробовала одно, другое — тоска. Везде невыносимое чувство ненужности, бессмысленности.

Я записалась в изостудию. Точнее, меня записала учительница рисования. И это — лучшее, что случилось со мной в школе. Педагог не только учила нас рисовать, она открывала нам другой мир. Она рассказывала нам о жизни художников, о направлениях в искусстве, а по выходным возила на разные выставки, в музеи и галереи. По сути, она вырывала нас из замкнутости и тесноты быта, которым мы жили в своих несчастных обедневших семьях. Она во многом заменяла нам наших много и тяжело работающих родителей.

Это было яркое исключение. В целом же, повторюсь, уровень дополнительного образования в девяностые был удручающим. Найти что-то интересное, что-то для души ребенку из простой семьи было почти невозможно. В тех условиях школа из последних пыталась дать нам хотя бы какую-то базу, хотя бы «дважды два». Дополнительное образование считалось роскошью. На то ведь оно и дополнительное, да? Никто не мыслил в том духе, что оно, может быть, даже важнее основного.

Почему я вспоминаю девяностые? Потому что происходящее сейчас в сфере дополнительного образования, увы, очень напоминает картину тридцатилетней давности. Еще год назад я бы не смогла прийти к такой аналогии. Теперь говорю об этом без какого-либо преувеличения.

Сейчас от системы допобразования так же или даже в большей степени, чем в девяностые, отрезаны дети из семей с небольшим доходом. Нет, не только об официальных бедняках речь. Речь и о семьях, в которых оба родителя много работают (а кто сейчас вообще работает мало?), чтоб получить зарплату чуть выше средней, платят ипотеку, автокредит, копят на море. Речь о семьях, в которых родители не могут забрать ребенка из школы в два часа дня, чтобы отвезти его в музыкальную или спортивную школу.

Если раньше, еще год назад, дети из таких семей могли все же выбрать два-три кружка из десяти-пятнадцати, предложенных школой, хотя бы раз в два месяца съездить с классом в музей или театр, что-то добрать по интересам в ближайшем ДЮЦе, то теперь — извините, все закончилось, больше не завозили.

Давайте просто проследим хронологию.

Март 2020-го. Работы школ и ДЮЦев переводятся в режим онлайн. Все в шоке: ни педагоги не понимают, как работать, ни дети с родителями — как учиться. Математику с русским как-то (плохо, но все же) вытягивают в Zoom, о рисовании, пении, танцах никто просто не думает. Многие педагоги допобразования ведут свои кружки исключительно на бумаге. Ну, и репостят в классные группы видео с YouTube. Ролик о том, как нарисовать павлина, ролик — как вязать туристические узлы, ролик про виды плавания — и так до конца мая.

Сентябрь. Все как бы начинает работать очно, но Роспотребнадзор определяет такие условия, что хоть застрелись. Главное испытание для системы допобразования — это запрет на комплектование групп из детей, обучающихся в разных классах. Выкручиваются чисто формально. За каждым классом закрепляют свой перечень кружков. Если раньше дети выбирали из десяти три, то теперь выбрали за них: в 1 «А» все рисуют, во 2 «Б» все поют, в 3 «В» – все играют в футбол. Что значит «не нравится футбол»? Скажите спасибо, что так! Второе испытание — запрет массовых мероприятий, экскурсий — то есть того, без чего вообще-то дополнительное образование невозможно.

Октябрь. В Москве и ряде регионов многие школы, детские клубы, всякие там ДДТ уходят на тотальный дистант. В Петербурге и ряде других регионов развлекаются точечно: на карантин уходят отдельные классы и группы. Причина серьезная — рост заболеваемости. Но кто действительно болеет, кто засел дома по контакту, а у кого ложно-положительный тест — предпочитают не разбираться. А в онлайне все повторяется, как весной. Опять YouTube. Ну а как? Танцы в Zoom, понятно, не танцуются, футбол не футболится.

Декабрь. Москва в онлайне. В Петербурге появляется постановление о запрете работы кружков в государственных учреждениях до 15 января 2021 года. Логика запрета решительно непонятна. Почему одни и те же дети могут учиться очно 4-5-6 уроков, но не могут потом остаться в том же кабинете и том же составе на занятие керамикой? При этом продленка фактически тоже с осени не работает — детей смешивать запретили, а новых ставок воспитателей ГПД не выделили. По постановлению, дети просто должны убраться из школы после уроков. Это нереально, поэтому в части школ делают вид, что просто не в курсе постановления. Отдельные педагоги становятся кем-то вроде героев Сопротивления, будто у нас тут Европа сороковых. Или другой интересный образ: педагоги превращаются в катакомбных христиан — несут свет из подполья.

Январь 2021-го. В Петербурге для детей до 16 на каникулы закрывается вообще все. У родителей наконец-то появилось время сводить своих одичавших отпрысков в Эрмитаж или ТЮЗ — но их лишают такой возможности. Рестораны для взрослых открывают, а детей, значит, велят никуда не пущать. Родители, вздохнув, переносят выходы в свет на выходные после каникул. Тем более что запрет на работу кружков в офлайне продляется до конца месяца и, наверное, продлится и дальше. Но и после каникул с музеями оказалось все сложно. Оказалось, они еще с лета работают по-новому. Те, которые открылись. Есть и такие, которые закрыты с весны! Выяснилось, что в том же Эрмитаже, или, например, Русском музее, или Екатерининском дворце в Пушкине больше нельзя купить недорогой школьный билет. Для детей можно приобрести только экскурсию. Но детский билет с экскурсией стоит дороже обычного взрослого. Выяснилось также, что отменены многие льготы.

Кивают, само собой, на коронавирус. Но объяснить все опасностью заражения не получается. Многие меры совершенно абсурдны. И они выглядят откровенно издевательскими на фоне, например, аншлагов на наших курортах (говорят, в рождественские каникулы в Красной поляне было не протолкнуться), или концертов Басты, или новогодних корпоративов. Вдумайтесь в это: корпоративы всего лишь не рекомендовали, детские елки — строжайше запретили. Ощущение такое, что детям объявили войну. И война эта длится уже почти год. И нет никакой надежды, что все само как-нибудь рассосется. В утешение о временности, о том, что вот пройдет вакцинация — и заживем, больше не верится. Дело, в общем, известное. Штамм уже мутирует и будет мутировать дальше, вторая волна уже перешла в третью, потом будет четвертая, пятая... Просто кому-то понравилось дрожать и бояться. А кто-то нашел новый порядок даже очень удобным... и экономически более целесообразным.

Но что же делать? Увы, у меня нет хороших советов. Сама я, будучи многодетной матерью и педагогом, почти отчаялась.

А еще я очень устала. Мне кажется, что я больше не в состоянии со своими собственными детьми столько рисовать, лепить, сочинять и помимо этого учить, решать, записывать видео «сухого плавания» — выгораю.

Тем более что работаю я в прежнем объеме: как выпускала с учениками школьную газету, так и выпускаю. У меня язык не поворачивается призывать родителей, несмотря ни на что, больше заниматься с детьми. Пока я нашла временный выход: я стала договариваться с педагогами школы, где учатся мои дети, о занятиях в частном порядке. И не я одна, там уже целые группы набираются. Еще я думаю организовать какую-то активность по кооперации. Если уж я соберусь со своими в какой-нибудь музей, если уж я извернусь так, чтоб в этот музей попасть, совместив график работы музея со своим рабочим расписанием, я без проблем могу захватить еще пару соседских детей. А их родители, быть может, тоже что-то такое досуговое придумают для своих отпрысков и чьих-то еще.

Я понимаю, что это так себе идея. Это из серии «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Государство такому может только порадоваться. Нужна активность и другого рода: письма в инстанции, петиции, протесты, иски. Это необходимо, чтобы власть не думала, что люди сдались, приспособились. Но начать можно с объединения с братьями по несчастью, с латания текущих дыр, с размыкания. Весь этот карантин, организованный госмашиной, очень сильно атомизировал общество, всех словно рассадили по норкам. Для образования такое капсулирование губительно, для дополнительного в особенности. Образование — это выход в большой и сложный мир. Пора выползать из норок.

Новости и материалы
Володин рассказал, сколько средств в 2024 году сэкономила Госдума
«Автодор» увеличил нештрафуемый интервал проезда на платной трассе Москва — Санкт-Петербург
Инстасамку раскритиковали за фото в розовых легинсах: «Как это развидеть»
Москвичей предупредили о похолодании в Новый год
США ввели санкции против основателя «Грузинской мечты»
Российский военный рассказал о забеге к своим с «хлещущей, как из кабана, кровью»
Ученые выяснили, может ли музыка повысить продуктивность на рабочем месте
Десятки человек пришли на прощание с экс-супругом Анны Седоковой
Российский чиновник рассказал, что, сам того не желая, оплатил чужие покупки улыбкой
ТЦ «Алания Молл» во Владикавказе возобновил работу
Глава ВОЗ смог покинуть Йемен после атаки Израиля
Историка Тамару Эйдельман оштрафовали за неисполнение закона об иноагентах
Митрополит Иларион прокомментировал решение РПЦ о своей отставке
На Украине назвали российского фольклориста угрозой государству
Украинские политики купили 13 новых Rolls-Royce Spectre от 650 тысяч евро
СКА обменял одного из своих лучших снайперов
В Англии пропавший 7 лет назад кот вернулся к семье под Рождество
ВТБ снизил ставки по вкладам
Все новости