Слово «тандем» надолго застряло в нашем актуальном лексиконе. Я сейчас не о том странном новообразовании, к которому непременно добавляли определение «правящий». Того уж нет. Я о другом тандеме — телевизионном.
Итак, на канале «Россия» очередная рокировка. Дмитрий Киселев и Евгений Ревенко поменялись местами. Заместитель гендиректора ВГТРК Киселев будет вести программу «Вести недели», а теперешний рулевой главной итоговой передачи Ревенко займет его прежнюю должность.
Волею обстоятельств и Добродеева их судьбы переплетаются уже не первый год. Не знаю, связывают ли Ревенко и Киселева узы дружеские, духовные, душевные, зато знаю, что их тандем — явление сугубо идеологическое.
При большой, почти двадцатилетней разнице в возрасте у двух главных журналистов главного госканала много общего. Их звезда взошла в разгульно-демократические девяностые. Они и сами были тогда самыми что ни на есть демократами. Ревенко рьяно работал на НТВ Гусинского. А Киселев был просто знаменем светлых сил. Он придумал программу «Свобода слова» и вместе с Татьяной Митковой отказался читать в кадре государственного Останкино гнусное официальное заявление по Прибалтике, за что их и уволили (заметим, подобный поступок в смутном 1991-м требовал изрядного мужества). Ревенко только стартовал, а Киселев уже блистал и в «Национальном интересе», и в «Часе пик», и в авторском проекте «Окно в Европу».
А потом грянула эпоха великой телевизионной вертикали, и наши герои поменяли свои убеждения. Молодой Ревенко опередил на несколько лет в данном процессе солидного Киселева. Перешел с НТВ на «Россию». Дебютировал в качестве государственника одновременно с Путиным, то есть в 2000-м в программе «Вести». Вскоре стал первым заместителем директора дирекции информационных программ, а еще через несколько лет — руководителем пресс-службы кабинета министров. Когда в правительстве воцарилась благодать, Ревенко вернулся на ВГТРК. Киселев чуть замешкался в демократах, но, уж когда попал на госканал, незамедлительно взял реванш. Прежде его «Национальный интерес» выражала Евгения Альбац, теперь — исключительно Наталья Нарочницкая, страстный борец с тлетворным Западом, в том числе и на самом Западе (тяжелая работа забросила бедняжку в Париж).
Собственно, в самой перемене убеждений нет ничего страшного. Страшно всегда быть первым отличником. Ревенко и Киселев из такого племени.
Таким людям открыта истина в последней инстанции, именно поэтому они незаменимы в борьбе с любым проявлением свободомыслия. Тут, впрочем, между нашими героями имеются некоторые отличия. Ревенко более сдержан, он прошел хорошую аппаратную школу. Киселев более эмоционален и откровенен. Он подчеркнуто гордится идейной близостью со своим кумиром Михаилом Катковым, любимым публицистом Александра III. При всяком удобном и неудобном случае сановный журналист не забывает вспомнить о том, чье имя при жизни стало нарицательным в качестве либерала, обернувшегося охранителем. Работа Каткова «Наше варварство в нашей иностранной интеллигенции» путеводная для Киселева. Отнюдь не случайно именно Дмитрий Константинович заменил Кургиняна в программе «Исторический процесс». Он занимается анатомией протеста и борьбой с креативным классом с не меньшим усердием, чем спецназовцы от НТВ.
Когда Киселев вступал в должность замдиректора, то озвучил кардинальное: «Хотелось бы сделать наш информационный поток более позитивным и вдохновляющим». Свою задачу он выполнял с блеском, пока народ на Болотной не сбил градус позитивности. Сейчас пришла очередь Ревенко формулировать что-нибудь духоподъемное для остального народа.
Рокировка на госканале — событие, конечно, местного масштаба. Но в ней отражается болезнь масштаба общегосударственного. И большая политика, и малая, то есть телевизионная, инфицированы безальтернативностью идей и кадров.
Во власти, во всех общественных институтах, на ТВ в последние десять лет ходят по кругу одни и те же люди. Их главное достоинство — преданность высочайшему начальству, и нет конца этой дурной бесконечности.
Да, не забыть бы сказать в финале. Скоро на канале «Россия» по воскресеньям начнем выходить новое политическое ток-шоу Владимира Соловьева. Одновременно он продолжит свой проект «Поединок». Чеканная сталинская формула, похоже, отлита в граните раз и навсегда: других ведущих (президентов, премьеров, телевизионщиков и пр.) у меня для вас нет.