Всем, кто еще не смотрит «Вести-24», рекомендую. На этом телеканале есть свежайшая информация, толковые интервью, интересные документальные фильмы. «Вести-24» — последний заповедник прямого эфира, где порой можно наткнуться на прелюбопытнейшие вещи, в частности, на трасляцию из Питера круглого стола на тему: «Что такое Россия? Разговор на неэкономическом языке». Лица мелькают все те же – Никонов, Третьяков, Шевченко, но слова другие.
Очень давно не приходилось слышать по ТВ столь внятной речи, которую произнес Вадим Волков, проректор по международным связям Европейского университета Санкт-Петербурга. Он полагает, что одна из ключевых слабостей России – зависимость от статуса и престижа, потому что средства, пущенные на эти цели, иррациональны. Волков вводит в оборот термин, который заставил меня подпрыгнуть от зависти. Постоянно кружу вокруг наших побед, которые порой не лучше поражений, неустанно пишу о евровидениях и майских парадах, а не додумалась, что все это можно назвать кратко и емко – «статусная игла». Особая тема – горячий спор между Юрием Шевчуком и Максимом Шевченко. Пока последний привычно боролся одновременно с Западом, либеральной демагогией, горбачевщиной, первый мрачнел все больше и в конце концов не выдержал: «Как ни включу телевизор, вы заводите людей на войну. Что вы делаете?» Ответ побагровевшего Шевченко не столь важен. Важно другое – то, как остро, пожалуй, впервые на экране схлестнулись два представления о возможных путях России: открытость миру или противостояние ему в кольце гипотетических врагов.
Впрочем, прямой эфир интересен не только своим текстом, но и контекстом. Вот Игорь Бунин, запутавшийся в пышных словесных построениях о русской идентичности, обиженно взирает вокруг. Вот Вячеслав Никонов любовно цитирует Медведева и умиротворенным голосом кота Леопольда сообщает, что у нас плюрализма больше, чем везде на Западе. Вот умница Александр Архангельский, отличный телеведущий (вынужденный почему-то прозябать «Тем временем» в обществе скучных говорящих голов) в реплике формулирует кардинальное: для того, чтобы Россия интеллектуально и ментально развивалась, нужно, чтобы точки зрения Шевчука и Третьякова существовали в открытом пространстве.
Когда переключаешься с «Вестей-24» на остальные каналы, будто перемещаешься из одного века в другой. Вползающее в лето ТВ отличается какой-то особой вязкостью и зыбкостью, что свидетельствует об анемии привычных популярных форматов. Даже страшно подумать: что случится с программой «Пусть говорят», если известные люди перестанут умирать, а их словоохотливые родственники — раскрывать семейные тайны? Пока все в порядке, минувшая неделя прошла спокойно: сын-наркоман поэтессы Риммы Казаковой, равно как и внезапно открывшаяся любовница композитора Анатолия Днепрова, вдохновенно делились с публикой наболевшим, но вдруг перестанут? Дрожь берет от еще одной апокалиптической картины – Михаил Веллер с Александром Прохановым удаляются от мира в свои Ясные Поляны. И что же? Окончательно рухнут сразу три программы – «К барьеру!», «Судите сами», «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым». Где еще найдешь в среде творческой интеллигенции таких же неистовых громогласных всечеловеков, как назвал бы их коллега Достоевский, доживи он до наших дней? Только эти двое, да еще театральный режиссер Кургинян, могут и любую тему перетереть, от императора Николая II до чубайсоненавистника Квачкова, и модную державность продемонстрировать, и угрожающе помахать ручонками в сторону противника.
Не лучше обстоит дело и с просветительским ТВ, увенчанным новым проектом «Как найти мужа?» Ведущая Ксения Стриж решила за десять недель подыскать себе супруга. Актриса она не бог весть какая, хотя и окончила театральный вуз (кокетничает однообразно-неубедительно и вообще мало соответствует телевизионной стратегии «Стриж замуж невтерпеж»). Более того, налицо некое раздвоение образа. В одной программе, «Доброй ночи», железная Ксения выступает в облике воспитателя масс и дает советы на все случаи жизни; в другой, «Как найти мужа?», напротив, вся такая воздушная, непрактичная, только и слушает советы свах, гадалок, экстрасенсов, включая Алексея Фата. Чем славянский колдун (так он себя называет) отличается от неславянского, не очень понятно, но его вердикт, вынесенный Ксении, обязан внушить оптимизм многим алчущим мужа: «Когда я почувствовал вибрацию, у меня мнение о ней резко поменялось в лучшую сторону». Еще вопрос, пойдут ли зрители по стопам колдуна Фата, то есть почувствуют ли они тоже вибрацию с последующей переменой отношения к героине. Но одно ясно: советы Стриж по охоте за второй половиной наверняка отзовутся в сердцах большой части электората новой национальной идеей: вставайте с дивана, ищите мужа!
На развлекательном фланге тоже проблемы. Каких титанов нам показывали прежде в режиме «live» — Билан, Собчак, Зверев! Они есть и сегодня, никто не забыт, ничто не забыто. Но вот с новичками – беда. Запустили «Live с Павлом Волей» — скучно. Он даже тайнами предменструального синдрома, подобно Собчак, не может поделиться со зрителями, да и матом в кадре ругается меньше короля гламура Зверева. Пока блистал в коллективном «Камеди Клаб», казался способным парнишкой; как только принялся солировать, все обаяние вместе с даром импровизации исчезло. А тут он еще и запел: «Я Павел Воля, во мне много алкоголя, впереди большие перемены, все будет офигенно». Звучит вяловато, будто перед нами не актуальный рэпер, а заунывный акын. Зато тренд сезона уловлен Волей точно – все будет офигенно.