Победа на «Евровидении» Димы Билана обострила и без того непростые отношения между первым и вторым каналом. Вообще, победный май внес некоторые коррективы в расстановку сил на театре боевых действий.
Первый привык быть всегда первым. Если эту идиллию и нарушали заклятые друзья со второго, то нечасто. Вдруг все переменилось. Топ-менеджерам ВГТРК пришла счастливая мысль – срочно перенести трансляцию звездного футбола и хоккея с канала «Спорт» на вторую кнопку. И тут случилось неожиданное: питерский «Зенит» и сборная страны по хоккею выиграли. Новая мифология не заставила себя ждать. Канал устами своих агитаторов и комментаторов при каждом удобном и неудобном случае стремился донести до электората кардинальное: побеждает тот, кого привечает «Россия».
Первый забеспокоился и решил нанести упреждающий удар с «Евровидением». Для него этот конкурс особенно чувствителен. Ведь прежде «Евровидение» всегда транслировалось на Первом, а конкуренты и эту любимую игрушку отобрали. Тогда канал, словно обиженный подросток, не сумел сдержаться. В новой юмористической программе «ПрожекторПэрисХилтон» три богатыря смеха, Ургант, Мартиросян, Светлаков, и примкнувший к ним Цекало Ниагарским водопадом обрушились на «Евровидение», которое, по их мнению, существует не для песен, а для выделывания перед остальной Европой. Они даже вывели закон успеха: здесь неизменно выигрывают только те страны, которые изъявляют желание вступить в НАТО. Шутка прозвучала в тот самый момент, когда на канале «Россия» стартовал прямой эфир из Белграда, а вместе с ним и последняя гордость великороссов — Евробилан (цитата из «Прожектора»). Более того, Дима стремительно побеждал, так что особенно чувствительные зрители могли решить, что мы уже на пути в НАТО. Смущал и высокий градус корпоративного патриотизма в формате «так не доставайся же ты никому». Другими словами – если конкурс демонстрируем не мы, то его как бы не существует.
Впрочем, бог с ними, этими подковерными битвами гигантов. Грустно то, что все пространство телевидения великой державы никак не избавится от ментальности коммунальной кухни с ее неадекватностью, лицемерием, ханжеством.
В программе «Судите сами» защищаем от судебного преследования эстонского коммуниста Арнольда Мери с пеной у рта (Михаил Леонтьев едва не подрался с Михаилом Веллером, которому уже в полувменяемом состоянии орал «заткнись!»), а о смертельно больном российском арестанте Василии Алексаняне, еще недавно прикованном наручниками к кровати, — ни звука. Постоянно выясняем отношения с Западом в духе мюнхенской речи бывшего президента и умираем от восторга, когда главным сообщением новостных выпусков становятся толпы английских болельщиков в Москве. Комментаторы «Евровидения» Оля Шелест и Дима Губерниев скептически отзываются о голосовании по земляческому принципу, но вопят о торжестве справедливости, как только Билан начинает двигаться к своей виктории именно благодаря благосклонности бывших советских республик и русскоязычному Израилю.
Вообще, в деле патриотического воспитания трудящихся обновленной России средней руки песенный конкурс сыграл выдающуюся роль. Все началось с неудачного участия в нем Аллы Пугачевой. Тогда ТВ сформировало даже что-то вроде теста на патриотизм – оскорбились ли вы за державу после провала Пугачевой? И никаких тебе да-да-нет-да. Только да! Примечательно, что тогда же театр «Современник» получил в США театральную премию. И тут заработала двойная бухгалтерия. Проигранное Пугачевой «Евровидение» стало сигналом к борьбе с низкопоклонством перед Западом, зато американский приз трактовался как великая заслуженная победа русского театра. Таким образом, проигрыш в конкурсе сыграл роковую роль в формировании национального самосознания.
В прошлом году, когда в Европу отправили наспех сколоченную девичью группу «Серебро», в студии у Малахова профессиональные любители родины, от Хинштейна до Донцовой, являли уже подлинные чудеса двойного счета. Перед ними стояла задача, с которой не справился бы даже граф Калиостро – превратить «Серебро» в золото. Но наши телевизионные деятели искусств не пасуют перед трудностями. Первым достижением «Евровидения» они объявили третье место «Серебра», вторым — шестое место белорусского Дмитрия Колдуна, зато второе место Верки Сердючки определили как полный провал. Ее приравняли к эстонским шпротам и объявили бойкот.
В этом году, к счастью, ни с кем не надо было выяснять отношения. Тем не менее, две ночи в эфире двух каналов, «Россия» и MTV, царила атмосфера не столько праздника, сколько истерики. Под вопли «ура» Пригожин не забывал пиарить свою жену Валерию, герой дня Яна Рудковская (продюсер Билана) – выяснять отношения с бывшим мужем Батуриным, все вместе – славить вторую кнопку. Чемпионом и в этом новом виде спорта выступила Светлана Мастеркова, заявившая: «Все, чего касается канал «Россия», обрастает золотом». Тема фригийского царя Мидаса (по преданию, обращал в золото все, к чему ни прикоснется) всплыла отнюдь не случайно. Среди общего ража затерялось признание Лены Волковой из группы «Тату»: когда они принимали участие в «Евровидении», им предлагали купить первое место. А уж Артемий Троицкий, назвавший Билана «так себе артистом», воспринимался гостями студии едва ли не как враг народа.
Несколько поменялись идейные ориентиры обсуждения. Если в прошлом году оно проходило под лозунгом «Славяне, вперед!», то теперь было актуально шаманское заклинание: «Мы всех порвем!» Так молвил Билан перед поездкой в Белград, и эти его слова передавались из уст в уста, как когда-то «Поехали!» Юрия Гагарина.