Тут такое дело, что теперь и не знаешь, как писать. Какую тему ни возьми – ужас, прецедент, распад и развал. Но шаг влево, шаг вправо – и шьют подрыв устоев и попытку к бегству. Очень трудно удержаться в поле легитимности и вне поля правоприменения. Даже богу в уши что-то крикнешь – могут посадить. И ведь сажают.
Поэтому возьмем тему безобидную, вегетарианскую. Никакого, упаси господи, топливно-энергетического сектора, никаких адъютантов его величества, никаких антикоррупционных карточек Навального, похищений людей, никаких сотрудников спецслужб, переодетых милиционерами, провокаторов-нашистов с булыжниками. И уж конечно, не станем трогать представителя социальной группы топ-менеджеров товарища Шмидта, который готов судиться со всем рунетом, потому что тот «в недостоверной и оскорбительной форме отражает поведение представителя ГПБ (ОАО), создавая причинно-следственную связь между социальным положением первого вице-президента одного из крупнейших банков страны и ненадлежащим, противозаконным и, по информации автора, «диким» поведением как участника административно-правовых отношений в области дорожного движения». Потому что, как мы знаем, нет никакой связи между социальным положением топ-менеджеров Российской Федерации и их диким поведением как участников административно-правовых отношений в области дорожного движения, равно как и в области избирательных процедур, управления собственностью, уплаты налогов. Какую сферу ни возьми – нет никакой связи между их положением и их же дикостью. В быту и личной жизни топ-менеджеры РФ также характеризуются исключительно положительно.
Держась за это, как за тезис, поговорим о беззубо-прекрасном – о культуре.
Культура – такая нежная сфера, в которой всякий человек находит себя, а найдя, никогда не теряет. Любой из нас состоит в отношениях с этой дамой, приятной во всех отношениях. Культура, конечно, дама, в бусах и вязаной шали, а не брутальный ураловагоновожатый мужчина в костюме. Все читали книги, ходили в кино, некоторые в детстве даже писали стихи и играли на ф-но. Были времена, когда принадлежность к просвещенному классу измерялась длиной книжных полок в квартире и знанием нотной грамоты.
Простые, бедные люди тащили детей к знаниям и искусствам – в какой-нибудь кружок при доме пионеров или в музыкальную школу. Теперь это, конечно, смешно – детей, даже девочек, сдают в группы карате и самбо, чтобы те могли врезать бандиту на улице. И учат иностранным языкам, чтобы дети смогли уехать из России.
Но в незапамятные времена родители выпихивали детей не из России, а за пределы необразованного класса. Учись, болван, человеком станешь – и подзатыльник – может быть, это единственный родительский урок, который пошел бывшим болванам впрок.
Остаточный эффект советского культа культуры и образования ощущается до сих пор. В биографиях выдающихся государственных деятелей России он очень заметен. Я (так совпало) прочла недавно о величайшем Игоре Сечине в «Ведомостях» и обнаружила, что «по словам Татьяны Лаврентьевой, директора школы № 133 с углубленным изучением французского языка, куда ходили Сечины, родители Игоря и Иры работали на металлургическом заводе: «Простая семья, поэтому помогать ему было особо некому, никто не нанимал ему репетиторов». Дальше сообщается, что «в 1977 г. Сечин поступил на филологический факультет Ленинградского госуниверситета. «Филфак был самым блатным во всем Ленинграде, но Сечин поступил туда сам, без всяких протекций и помощи, — вспоминает однокурсник Сечина, замначальника департамента рекламы ООО «Газпром-медиа» Алексей Евсеев. — Первые два курса Сечина не очень любили: дети номенклатурных родителей, отпрыски режиссеров и других деятелей искусства относились к нему с некоторым презрением и снобизмом, он в эту, как сейчас говорят, тусовку не попадал очень сильно». Представляете, сам! Без блата, богатых родителей и влиятельных родственников в логове культуры. Стойкость и тяга к знаниям Игоря Сечина вызывают уважение, честно. Всякий, кто хотя бы раз проходил мимо культуры, знает, как умеют презирать представители образованного меньшинства выходцев из промышленно-сельскохозяйственного большинства.
Стала дальше читать биографии членов правительства. Чтобы понять – тренд это или не тренд? Повлияла ли тяга к знаниям на карьеры лучших людей страны? Москвичей я решила не брать: с ними все понятно, у них культура в шаговой доступности. И выпускников питерского юрфака: этот факультет, наверное, войдет не только в историю российского образования как величайшая кузница незаменимых кадров. Два президента и два премьера – шутка ли!
Но вот первый вице-премьер Игорь Шувалов. Сайт «Правительство.рф» сообщает нам скупо: родился в п. Билибино Магаданской области, окончил юридический факультет МГУ. Вице-премьер Владислав Сурков, по версии сайта, родился в селе Солнцево Липецкой области и окончил Международный университет в Москве. Это тот, где деканом теперь Юрий Лужков? Министр сельского хозяйства Николай Федоров родился в деревне Чедино Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, окончил юридический факультет Казанского государственного университета, аспирантуру Института государства и права Академии наук СССР. Министр по региональному развитию Олег Говорун родился в городе Братске Иркутской области, окончил Московский лесотехнический институт. Министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев родился в селе Сергеевка Анжеро-Судженского района Кемеровской области, окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта, но не сразу – сначала был судосборщиком на Хабаровском судостроительном заводе. Глава МВД Виктор Колокольцев, родившийся в городе Нижний Ломов Пензенской области, долго шел к диплому. Только будучи командиром взвода отдельного батальона ППСМ УВД Гагаринского райисполкома города Москвы, начал учиться на очном отделении Высшего политического училища имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР по специальности «правоведение». Главный по спорту Виталий Мутко родился в Красноярском крае, а в Ленинграде окончил Речное училище, Институт водного транспорта и заочно юрфак ЛГУ. Министр обороны Анатолий Сердюков родился в п. Холмский Абинского района Краснодарского края, окончил Ленинградский институт советской торговли и Санкт-Петербургский государственный университет. Даже сам министр культуры Владимир Мединский родился в городе Смела Черкасской области УССР, а закончил МГИМО МИД России с отличием!
О чем говорят нам скупые данные из официальных биографий этих людей? О том, что неважно, где и в какой семье ты родился. Важно, что ты учился. Где и как – это тоже серьезный вопрос. С отличием закончил или лишь бы корочку получить. Но все равно неплохо, что ты учился хоть где-нибудь. Потому что стал же в итоге приличным человеком!
Очень хочется надавать подзатыльников нынешним оболтусам – учитесь, и выйдете в люди. Но теперь подзатыльников мало. Благополучный москвич Дмитрий Ливанов, министр образования и науки, судя по биографическим датам, сразу или почти сразу поступивший в столичный МИСиС, пообещал детям и их родителям сокращение бюджетных мест, а впоследствии – отмену всеобщего бесплатного образования. Потом он вроде отменил отмену, но прозвучали его опровержения не слишком убедительно. В отличие от программного интервью, где сказано: «Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его».
По этой схеме, Владимир Мединский взял бы кредит на свою учебу в МГИМО, а будущий работодатель МИД РФ в обмен на обязательство поработать в посольстве в Вашингтоне погасил бы его. Анатолию Сердюкову кредит бы погасил Ленмебельторг, а точнее – магазин № 3 Ленмебельторга. Сам же Дмитрий Ливанов отучился бы на кредитные деньги в МИСиСе, потом еще закончил очную аспирантуру, а оплатил бы образование молодого специалиста НИИ синтеза того же МИСиС. Так – логично и стройно – выглядит новый прекрасный мир, в который могут войти за деньги все любители науки и культуры.
Пока мы еще живем в старом неэффективном мире, где болтается куча ненужных инженеров и юристов, но долго ли продлится эта бюджетная вольница? Опять же
есть сомнения в том, что большинство выдающихся государственных деятелей Российской Федерации сделали бы такие блистательные карьеры, попадись они под реформу образования, которую так убедительно описал Дмитрий Ливанов.
И не только государственные деятели, но, например, какие-нибудь малополезные журналисты или учителя. И это, конечно, пугает, потому что бесплатное образование – единственный социальный лифт, на котором граждане еще могут прокатиться. Не так высоко, не до министерского этажа, конечно, но хотя бы выехав за пределы родной деревни. Доступ к финансовым ресурсам, жилью, рабочим местам, здравоохранению в России неравный. И образование – худо-бедно – давало людям из низших классов шанс. Простите, что я так прямо про классы, но они в России давно сформировались — и совсем не в школьном смысле. С другой стороны, может, оно и к лучшему – отключить этот ржавый лифт за ненадобностью. Ведь и правда в стране полно вузов, где бесплатно учат совершеннейшей ерунде совершенно бессмысленных людей, которые потом могут выйти в люди. А если они так разойдутся в этих людях, что зададут трепку всем остальным людям Российской Федерации?
Может, оно и правильно, что социальный лифт перестанет транспортировать наверх всех желающих. Ну, потеряем с десяток Ломоносовых, зато какой-нибудь Михал Иваныч не доедет до верхнего этажа. Если уж и менять систему образования, то только к худшему, это правильно.
Единственным оставшимся лифтом – не вертикальным, но горизонтальным – сделается туризм. Один хороший телепродюсер давно высказывал идею – отправлять всех простых россиян в Америку, чтобы избавить от антиамериканизма. Они бы лично убедились, что в США не то что не ненавидят Россию, а там просто никому нет до нее никакого дела. Но я бы подошла к вопросу комплексно и бюджетно. Пусть простые люди для начала съездят в простенькую Турцию и посмотрят на тамошнюю систему государственных услуг и распределения социальных благ. На здравоохранение с лекарствами, которые для граждан намного дешевле, чем для приезжих, на жилье местного качества, на университеты. Да и в любую другую заграницу. И посчитают, во что обойдется им образование детишек в России по сравнению с образованием в других странах. Это будет самый лучший урок на сегодняшний день.
Оппозиции следовало бы финансировать туристические поездки для сограждан, у которых нет на это личных средств. Не перепощивать в соцсетях статусы-проклятия и не издавать умные СМИ для таких же умных читателей, а покупать билеты и бронировать гостиницы для соседей с нижних этажей. Это будет лучший способ повышения гражданской культуры и политического самообразования жителей России.
Приятный и отрезвляющий туризм из XVI века в XXI. Но финансировать с условием, чтобы обязательно потом обратно возвращались. Обязательно. К Мединскому, Ливанову, Суркову, Шувалову, Сечину и всей нашей великой русской культуре.