Желая любой ценой всучить стране на президентских выборах откровенно залежалый политический товар, российская власть устроила настоящую вакханалию «розового пиара» 2000-х. Мнимой угрозе внешней «оранжевой революции» (не бывает массовых протестов против авторитарных режимов, которые спровоцированы кем-нибудь, кроме самих этих режимов) пытаются противопоставить внутреннюю «розовую контрреволюцию», обильно потчуя граждан ложью о том, что происходило в стране в первые два путинских срока и до них. Словно «крутой Путин» — инопланетянин, а не стопроцентный пробирочный продукт и преемник автора якобы «лихих» 90-х Бориса Ельцина.
Словно первое десятилетие ХХI века принесло России хоть какие-то реальные выдающиеся результаты развития, кроме рекордов мира по воровству среди правящей элиты благодаря рекордным же мировым ценам на нефть и газ.
Ну ладно, телеканал НТВ, отличающийся особенно вульгарным исполнением политических заказов власти, предъявляет нации откровенный трэш в документальном фильме «Крутые 2000-е». Но зачем предстоятелю Русской православной церкви на встрече известного кандидата в президенты с представителями традиционных религий произносить такой текст: «То, через что страна прошла в 90-е годы, сопоставимо …со смутой XVII века, с наполеоновским нашествием, с гитлеровской агрессией и с гражданской войной. Потому что каждый раз стоял вопрос, быть или не быть самой стране, быть или не быть народу. А если сравнивать разрушения и ущерб, который был причинен народу, экономике в течение девяностых годов, то ясно надо подчеркнуть, что все это сопоставимо с потерями в Великой Отечественной войне».
Достаточно просто сравнить число жертв Великой Отечественной и сталинских репрессий с количеством насильственно погибших в 90-е и экстраполировать это число на общее количество населения страны, чтобы понять, насколько кощунственно такое сопоставление. Но патриарх ведь не просто так говорит, а чтобы окутать божественным ореолом лично товарища Путина: «Ну а что же такое 2000-е годы? Чудом Божьим, при активном участии руководства страны нам удалось выйти из этого страшного системного, разрушающего сами основы народной жизни кризиса девяностых годов… Огромную роль в исправлении этой кривизны нашей истории сыграли лично Вы, Владимир Владимирович. Я хотел бы Вас поблагодарить. Вы когда-то сказали, что трудитесь как раб на галерах. С той лишь только разницей, что у раба не было такой отдачи, а у вас очень высокая отдача».
Прежде всего, ни у одного раба не было такого количества внезапно обогатившихся друзей. А
объявлять «божьим чудом» аппаратного ставленника Бориса Ельцина (это, как и первая чеченская война, пожалуй, главные ошибки действительно очень большого политика) и Бориса Березовского, конечно, посильнее «Фауста» Гёте.
Опять же, если в стране все так замечательно, почему не далее как 3 февраля тот же патриарх говорил тому же кандидату в президенты о необходимости «коррекции курса». Зачем сам кандидат в своих статьях и речах обещает все менять, если у нас тишь, гладь да божья благодать?
Будто не в 2000-е тонула атомная подводная лодка «Курск», взрывали московское метро и аэропорт Домодедово, захватывали заложников на мюзикле «Норд-ост» в Москве и в средней школе № 1 североосетинского Беслана. Будто не в 2000-х милиции-полиции граждане стали бояться едва ли не больше, чем бандитов. Будто не в 2000-х страна устанавливала рекорды по откатам и оттоку капитала. Причем второй за всю историю результат по оттоку достигнут как раз в 2011-м, когда стало понято, что «чудо божье» возвращается в президентское кресло. Будто не в 2000-х произошел взрыв на одной из крупнейших в мире Саяно-Шушенской ГЭС и (помимо прочих причин катастрофы) не выяснилось, что в России не осталось специалистов, способных балансировать турбины гидроэлектростанций.
Вы говорите, он победил терроризм? Но, даже по официальным данным, в прошлом году в России произошли сотни терактов. В США страшная террористическая атака произошла десять с половиной лет назад, и с тех пор ни одного теракта — вот что такое победить терроризм. Вы говорите, резко выросло благосостояние людей? Но в 90-х средняя цена нефти не доходила даже $20 за баррель, опускалась даже до $6, а в 2000-х стала чуть ли не $120, поднимаясь даже до $147.
Вы знаете много людей, чьи доходы за последние десять лет увеличились в шесть или десять раз? Я — нет. Уверен, что это точно не рабочие «Уралвагонзавода».
Или, может быть, в 2000-е годы мы совершили какой-нибудь технологический прорыв? Создали хоть один известный в мире новый товар? Даже российские нобелевские лауреаты этой поры — и те либо сделали свои открытия в советскую эпоху (Гинзбург), либо, уже работая за границей (Гейм и Новоселов). Вы говорите, он укрепил Россию и избавил ее от парада суверенитетов? Так федеральная власть сама сейчас (пока на словах) вынуждена заниматься новой децентрализацией полномочий, поскольку откровенно не справляется ручным управлением с каждым пикалево. Зато Чечня получила такую степень независимости от законов остальной России, что Джохар Дудаев не мог и мечтать.
Но проблема даже не в этой запредельности предвыборных сказок о якобы нескончаемой победной поступи российской державы в последние 10–12 лет. Нынешняя власть ведь и раньше постоянно занималась тем, что сознательно мазала одной черной краской 90-е годы и нежно раскрашивала одной розовой свои 2000-е в корыстных политических целях. Проблема в том, что
в принципе нельзя эффективно управлять страной, не оценивая максимально объективно свои проблемы и просчеты, а лишь бравируя подлинными или мнимыми достижениями.
Советский союз на официальном уровне только и делал, что хвастал собой, но не просуществовал и семидесяти лет, одной средней жизни европейца. Зато сколько невинных жизней загубил.
Так что чем настойчивее нам пытаются представить всю нашу жизнь последнего десятилетия в розовом цвете, тем больше оснований полагать, что действующая власть просто не в состоянии увидеть реальную картину жизни. А значит, и улучшить ее не сможет.