Победить или даже просто выявить договорные матчи в высшем эшелоне российского футбола не удастся ровно по тем же причинам, по которым Медведев не мог бы уволить Путина или освободить из тюрьмы Ходорковского с Лебедевым, а милицию можно только переименовать в полицию, но не сделать службой охраны безопасности рядовых граждан. В России существуют неприкасаемые персоны и компании, целые государственные ведомства, по факту находящиеся вне правового поля, не подчиняющиеся никаким законам.
Российский футбол захлестнула новая волна пустых заявлений о необходимости бороться с договорными матчами.
Волну всколыхнул матч премьер-лиги между пермским «Амкаром» и «Ростовом», в котором пермяки, борющиеся за выживание в главной лиге отечественного футбола, победили со счетом 1:0. «Ростов», который в этом сезоне выступает необычно хорошо для себя, на взгляд всех, кто видел поединок, пропустив еще в первом тайме, не предпринимал сколько-нибудь серьезных усилий, чтобы отыграться. Накануне букмекерские конторы зафиксировали необычно большое число ставок именно на такой счет в пользу «Амкара» (верный, хотя и, разумеется, косвенный признак «договорняка»). А болельщики тут же вспомнили, что в прошлом году «Амкар» практически подарил спасительные очки в матче чемпионата России «Ростову», когда тот стоял на грани вылета. То есть теперь, по неписаным правилам, ростовчанам пришла пора отдать должок.
Чтобы было понятно нефутбольной публике: речь идет не о подкупе одной командой футболистов другой или судейской бригады — представители руководства клубов именно что договариваются между собой о некоем результате или о том, кто кому проигрывает в различных турнирах. К разговору об этой проблеме, всплывающей едва ли не каждый год, снова подключились и высокопоставленные болельщики. Глава Счетной палаты Сергей Степашин и министр спорта Виталий Мутко заявили, что расследованием договорных матчей должны заниматься следственные органы и прокуратура. А высокопоставленный чиновник РФС Сергей Капков, практически внутренний голос Романа Абрамовича в российском футболе, вообще предложил переводить попавшихся на «договорняках» в низшие лиги. Прямо как во Франции и Италии, где в разное время в низшие лиги были низвергнуты действующие на тот момент чемпионы страны — «Марсель» и «Ювентус».
Дудки (или в свете последней футбольной моды можно написать «вувузелы») — ничего не выйдет. Российский футбол является органичным элементом устройства нашей дивной политической системы.
В премьер-лиге по крайней мере половина команд в силу своего статуса автоматически неприкасаемы для любых расследований и санкций.
Судите сами.
Разве можно тронуть питерский «Зенит», которым владеет «Газпром»? Это же политическое покушение сразу на питерских во власти и на главную компанию страны. Самарские «Крылья Советов» с грозненским «Тереком», сыгравшие самый подозрительный поединок прошлого чемпионата страны, вызвавший точно такие же разговоры, не приведшие ни к чему, тоже неприкасаемы. Президент «Терека» по совместительству возглавляет Чеченскую Республику, и зовут его Рамзан Кадыров — нужны другие аргументы? А фактический владелец «Крыльев Советов» — госкорпорация «Ростехнологии» с другом Владимира Путина Сергеем Чемезовым во главе. Путин лично в этом году искал «Крылышкам» спонсоров, когда в начале сезона команда оказалась на грани банкротства. «Локомотив» — это РЖД, а РЖД — это Владимир Якунин, тоже не последний человек в ближайшем окружении премьера. ЦСКА и «Динамо» также имеют серьезных покровителей во власти. Московский «Спартак» — «народная» команда, попробуй тронь его — можно спровоцировать волнения похлеще любых акций «несогласных».
Кого можно подозревать в договорняках? Нищих и не имеющих политического прикрытия в высших эшелонах власти «Амкар» с «Ростовом». Или слабые провинциальные команды первого дивизиона.
Но это ведь касается не только футбола. Президент России, по Конституции, имеет полное право уволить премьер-министра. Но президент Медведев не может уволить премьера Путина по неписаным правилам режима, которые почему-то круче. По закону что первое, что второе дело ЮКОСа давно должны были рассыпаться в суде как сфабрикованные (не говоря уже о том, что второе дело прямо противоречит первому: фигуранты или налогов с добытой нефти не доплатили, или всю нефть похитили — одно из двух). Но это уголовное дело неприкасаемо.
То же и с реформой милиции. Проблема ведь не в том, что плох действующий закон или что, назвавшись полицией, те же самые кадры вдруг «вочеловечатся» и начнут защищать безопасность граждан, а не политические или коммерческие интересы своего начальства, занимаясь по ходу мелким беспределом. Проблема в том, что милиция, равно как и ФСБ, в России вообще живут вне правового поля. Зачем расширять или сужать их полномочия, когда в каждом конкретном случае у них по факту есть любые возможности. Потому что они часть власти, а власти здесь позволено почти все в рамках внутривластной иерархии. Просто чем выше пост, тем шире масштаб вседозволенности.
Разумеется, неприкасаемость высшего чиновничества и друзей первых лиц государства не является исключительной чертой путинизма. Со времен «Русской правды» Ярослава Мудрого с разными наказаниями за убийство боярина и смерда за, страшно сказать, уже почти десять веков ничего в этом смысле принципиально не изменилось.
Поэтому детям министров, высокопоставленным чиновникам и их родственникам можно на своих авто безнаказанно давить простых людей. Поэтому они ставят себе «мигалки» как клеймо неприкасаемости. Поэтому россияне продолжают играть с властью нескончаемый договорной матч, где власть выступает в роли арбитра, главного игрока и неизменного победителя.